Но была, оказывается, в жизни Поленова другая страсть – музыка.
С молодых лет, на родине и в зарубежных поездках, Василий Дмитриевич с удовольствием посещал оперу, концерты, музыкальные салонные вечера, слушал выдающихся исполнителей. «Живу звуками», – говорил он. Наслаждение доставляло ему прослушивание народных мелодий, пение крестьян. С не меньшим трепетом он внимал пению певчих в храмах. Сам пел в хоре Академии художеств и любительских спектаклях.
Первые композиторские опыты Поленова относятся, вероятно, к концу 1870-х – началу 1880-х годов. Художник проводил работу по собиранию и записыванию народных песен, сочинил ряд произведений для хора и вокальных ансамблей. Василий Поленов – автор романсов, фортепианной музыки, пьес для скрипки и инструментального трио; он создавал музыку к драматическим спектаклям, написал оперу «Призраки Эллады». Она была поставлена в 1906 году силами любительского кружка в Большом зале Московской консерватории и напечатана в 1912 году.
Поленов очень любил рассказанную французской писательницей Эжени Фоа историю 13-летней герцогини Анны Бретонской, жившей более 500 лет назад, будущей французской королевы, которая в костюме крестьянки ходила по деревням и узнавала о нуждах бедноты. В начале 1900-х годов Поленов перевёл рассказ Фоа и написал пьесу, а позднее – детскую оперу, которая была поставлена силами учащихся московской Анастасьинской гимназии.
Эта рукопись была обнаружена в фонде виолончелиста и дирижёра Виктора Львовича Кубацкого.
На страницах альбома карандашом записано либретто пьесы, которое прослаивают вклеенные отпечатанные в московской печатне В. Гроссе нотные номера – для пения, скрипки и фортепиано. Также литературные и нотные тексты перемежают карандашные и акварельные эскизы костюмов и декораций. На последнем листе рукой автора выписаны ряд номеров партии скрипки (в отличие от всех других отпечатанных номеров).
О себе Поленов то ли в шутку, то ли всерьёз говорил: «Я – плохой художник и непризнанный композитор». С первым мы согласиться никак не можем, со вторым – лишь отчасти. Музыкальные сочинения Поленова не получали высокой оценки критиков. Тем не менее музыка «Анны Бретонской», одной из первых русских детских опер, была напечатана и исполнена и сохранилась как свидетельство синтетического литературно-музыкально-художественного дарования Василия Поленова.
/Инет/


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев