Как прошла «красная пивом да пирогами» Никольщина, повернули Спиридоны на лето, а зиму на мороз, минул Евстратиев день (13-е декабря), смотрит деревня, а до перелома-половины декабря всего одни сутки остались («Калинники» - 14-е декабря). 16-го декабря - Аггеев день. «Пророк Аггей иней сеет» - по народной примете. Примечают погодоведы завзятые, что - если на Аггея инея много, будут и Святки с мягкою погодушкою. Мороз на Аггея - стоять ему до самого Крещенья. В семнадцатый день заканчивающего год месяца - память пророка Даниила и святых отроков Анании, Азарии и Мисаила. Седая старина чествовала в московской и новгородской Руси эту память зрелищем «Пещного действа» (см. в конце главы).
Далеким отголоском этого последнего является торжественное разжигание за околицей костра в ночь с 17-го на 18-е декабря, сохранившееся в иных местностях северных губерний. Собирается вокруг такого костра деревенская молодежь и, когда разгорится особенно сильно, - в него бросают трех слепленных из снега кукол. Тающим снегом заливает костер, и все расходятся по домам. По примете - если скоро загаснет под снеговыми куклами пламя, то Святки будут богаты ясными-ведреными днями, ко всякой гулянке сподручными; если же долго будет тлеть-дымиться костер, то надо ждать буранов-метелиц да жестоких морозов нестерпимых, - таких, что даже и птица на лету станет мерзнуть.
в данном контексте Илья - бог Перун, а князь, его посылавший на землю с заданиями Верховный бог Род (Сварог или Дажьбог-ясное солнце) и не муромский он а МИРОВОЙ, ибо служил всему миру, мирская сходка, община на Руси звалась МИР, а люди - миряне
Ильи Муромского
19-го декабря, память преподобного Ильи Муромского,
В народной Руси имя этог нераздельно сливается с именем сказочного богатыря Ильи Муромца, подвиги которого, воспетые в былинах, не могут изгладиться в памяти народа, нивы-поля чьи охранял-берег «матерой казак» - среди братьев-богатырей старшой-наибольший - ото всякой наносной беды-невзгоды, от воррга лютого, вора-нахвальщика.
Этот богатырь (Илья Муромец, сын Иванович), просидевший сиднем тридцать лет и три года «близ славнаго города Мурома, в том ли селе Карачарове», является олицетворением несокрушимой силы богатырской дружины, могучим охранителем стольна-города Киева от «поганой орды», налетавшей на Русь православную. Он, по свидетельству стародавних былин, с честью-славою несет на своих могутных плечах немалую службу родине, обороняя рубеж великокняжеский. Он, один он, остается «надежей» ласкового князя Владимира - Красна-Солнышка, когда все другие богатыри поразойдутся-поразъедутся во все четыре стороны света белого - искать, с кем померяться своей мочью-силой богатырскою. С большим вниманием останавливаются сказания на Илье, неоднократно возвращаясь к нему, чтобы лишний раз - при подходящем случае - вызвать воспоминание об его мощном облике. Да и не одни былины, а и сказки с песнями, честь-честью воздают матерому казаку, славой своею пережившему всю семью богатырей древнекиевских, вплоть до наших дней дающему изобильную пищу воображению народа-песнотворца.
Яснее всего представляется он в три поры своего богатырского века: в былинах о каликах перехожих, зашедших в Карачарово и «поднявших» будущего богатыря с места его тридцатитрехлетнего сиденья; затем - в былинах о первой поездке его в Киев, стольный град, и, наконец, в былине о Калин-царе. Из многочисленных разносказов этих былин встает во весь рост пред слушателями-читателями излюбленный народной памятью славный-могучий богатырь.
в данном контексте Илья - бог Перун, а князь, его посылавший на землю с заданиями Верховный бог Род (Сварог или Дажьбог-ясное солнце)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев