Предыдущая публикация
Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин

10 дек

92 года назад в Стокгольме Иван Бунин был награждён Нобелевской премией - первый из русских писателей

К 1933 году 63-летний писатель-эмигрант создал непревзойдённые образцы прозы, которые ещё при его жизни стали классическими, что послужило неоспоримым доказательством его значимости в мире и дало право экспертам Шведской академии присудить ему премию по литературе.
Формулировка была такова: "За правдивый артистичный талант, с которым он воссозда́л в художественной прозе типично русский характер" и "За строгое художественное мастерство, с которым он продолжил русскую классическую линию в прозе".
Премия была присуждена ему за совокупность всех художественных произведений, посвящённых родной стране. К тому моменту Буниным были написаны десятки рассказов, выдающиеся повести "Деревня", "Суходол", "Митина любовь" и, наконец, самая новая книга - "Жизнь Арсеньева". Последняя быстро собрала восторженные оценки от коллег, а, главное от профессоров из западных университетов. Критики единодушно признали её самым значительным из всего, что было создано писателем. Хотя и не умоляли его заслуг по поводу крестьянских и лирических рассказов, повестей.
Фраза "типичный русский характер" также отсылала и к традиции русской национальной литературы, которая воплощает в себе глубину внутреннего мира, идеалы совести, православного смирения, духовную красоту человека. Таким образом, Шведская академия отметила Бунина не за эмиграцию или антисоветскую политическую позицию, а за художественную форму — продолжение традиции Толстого и Чехова в эпоху, когда внутри СССР эта традиция прервалась.
В те годы Нобелевскую премию по литературе ещё присуждали люди, для которых было дорого понятие европейской христианской культуры, воплощённой в лучших произведениях всех выдающихся писателей континента, которые не утратили христианских корней в стремительно меняющемся XX веке. И творчество Бунина как раз было наглядным доказательством этой неутраченной взаимосвязи. Существовала и по сей день существует для Запада и так называемая загадка русской души. И русский эмигрант оказался тем проводником, который приближал к её разрешению.
Западные критики наперебой писали, что Бунин - уникальное, отнюдь не типичное явление в русской литературе XX века. Они отмечали ту свободу, с которой он прошёл мимо эстетических нарочитостей декадентства, оставаясь верен русской классической литературе в духе Толстого - к тому времени завоевавшей признание во всём мире. Из парижской прессы: "Вне сомнения, за последние годы Бунин - самая мощная фигура в русской художественной литературе". Сегодня большинство литературоведов России, Америки, Франции, Великобритании, Германии, Италии и Швеции считают решение вручить премию Бунину справедливым.
Кандидатура Бунина лежала на столе у Нобелевского комитета с 1921 года, когда он только эмигрировал из России и перевёл свои книги. К 1933 году, переведённый на европейские языки, но бедствующий финансово и не имеющий никакого гражданства писатель уже отчаивался получить награду, о которой мечтал больше 10 лет. Всё это время он оставался в тени других соотечественников - Дмитрия Мережковского, Ивана Шмелёва и Максима Горького. В 1933 году был четвёртый раз, когда его номинировали на премию. Основными его конкурентами были двое из перечисленных писателей (Мережковский и Горький), а также двадцать зарубежных. Решающее значение для победы Бунина сыграли сотни отзывов от профессоров литературы из разных стран, начиная с Америки и заканчивая Швецией.
Если говорить о возможной политической подоплёке премии, то эта версия мало состоятельна, поскольку она была частью идеологической риторики СССР. В 1920-1930 гг. шведы никак не боролись с коммунизмом, напротив, они активно торговали и развивали отношения с новой страной. Маловероятно и то, чтобы шведские академики делились сведениями о выборе лауреатов с другими западными государствами - поскольку они не делились ими даже с правительством собственной страны. Сегодня в этом абсолютно уверены филологи С. Морозов, В. Нефёдов, французский филолог Р. Герра, болгарские филологи Б. Пенёв, М. Николов, А. Дзивгов. Но есть и противоположное мнение. Убеждены в доле политической подоплёки, например, литературовед Н. Пращерук, писательница Г. Степанян, журналист В. Коновалов.
Выступление Бунина на вручении премии 10 декабря 1933 года обрело особое звучание. Оно не содержало никаких антибольшевистских лозунгов. В частности, он заявил, что впервые Нобелевская премия вручается человеку без родины, писателю-изгнаннику. Другой его болью было, что на его родине нельзя было сказать ни слова, поскольку там цвела цензура, в то время как в Западной Европе он мог говорить и писать свободно: "Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно".
Русская эмиграция рукоплескала Бунину. Это была их общая победа. А вот в правительстве Советской России к известию о том, что эмигрант получил главную премию мира, отнеслись с ужасом - поскольку провалились их интриги по снятию кандидатуры Бунина. И тут же обрекли радостную весть на полное забвение. Советский обыватель узнает об этом только в 80-х.
Нобелевская премия стала вторым звёздным часом Ивана Бунина в мире после предыдущего успеха с рассказом "Господин из Сан-Франциско", ещё в конце 1910-х. После вручения "Нобелевки" он будет несколько лет ездить по Западной Европе и Прибалтике, встречаясь с читателями. Стоит также отметить, что не обеспеченный в материальном плане писатель истратил наибольшую часть полученного денежного вознаграждения на помощь русским эмигрантам, буквально раздавая её нуждающимся и не очень. Этот поступок даже не обсуждался, поскольку в среде русской эмиграции было принято помогать другому.
Нобелевская премия по литературе присуждается в Стокгольме с 1901 года, являясь наиболее значимой международной премией в области этого искусства, однако далеко не всегда отражает реальный вклад в него. Не все лауреаты в равной степени кажутся актуальными спустя время, равно как и не все выдающиеся авторы эту премию получают. Важно отметить, что премию дают не просто за книги, а за "произведения идеалистической направленности". Это было завещание основателя премии Альфреда Нобеля. Поэтому лауреатами становятся прежде всего люди, которые транслируют внятный гуманистический посыл, внося тем самым вклад в общее развитие общества. Лауреаты получают золотую медаль, диплом и денежное вознаграждение. Лауреатами от России становились также Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Александр Солженицын и Иосиф Бродский. В последнее время премия часто критикуется за игнорирование представителей незападного мировоззрения. Однако другими государствами ничего лучше за эти 130 лет тоже не было создано.

92 года назад в Стокгольме Иван Бунин был награждён Нобелевской премией - первый из русских писателей - 5366718779910
92 года назад в Стокгольме Иван Бунин был награждён Нобелевской премией - первый из русских писателей - 5366718792198

Вот те произведения Бунина, которые были отмечены премией в первую очередь:


1. Книга "Жизнь Арсеньева". Этот "восторженный гимн жизни, красоте мира, самому себе" устремляется к возвышенному идеализму (а Нобелевская премия присуждается только за произведения идеалистической направленности) и обнаруживает глубокую религиозность писателя. В оценках шведских академиков Бунин предстаёт как писатель-лирик и писатель-философ. Произведение может считаться как романом, так и большим стихотворением в прозе. Но не будет ошибкой назвать "Жизнь Арсеньева" и книгой старого русского писателя, родившегося "50 лет тому назад в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе", написанной о своей судьбе и судьбе всей России - поскольку она "дышит жгучей и страстной любовью к Отчизне".

2. Повесть "Деревня". Эксперты академии воспринимали её как одну из вершин русского писателя-реалиста, рассказавшего о тягостных буднях крестьянства в дореволюционную эпоху, которая в полной мере раскрывала трагедию деревенской России.

3. Повесть "Суходол". Повесть, в которой автор показал, что "быт и душа русских дворян те же, что и у мужика, а всё различие обусловливается лишь материальным различием", полна такой же пpaвды российской жизни, но это нe лишило её лиpизмa. Бунин проявился здесь как поэт старых дворянских усадеб и всего наследия дореволюционной усадебной культуры, переживашей "последний вздох перед революцией".

4. Рассказ "Сверчок". Профессор Краковского университета Яновский сравнивал рассказ "Сверчок" с рассказом Льва Толстого "Хозяин и работник" и утверждал, что "Бунин — писатель мирового калибра, быть может — лучший в России". Французский писатель Андре Жид отозвался о произведении так: "Я не знаю писателей, у которых внешний мир находился бы в более тесном соприкосновении с другим миром, с миром внутренним, чем у Бунина, у которых ощущения были бы более точны и незаменимы, слова более естественны и в то же время неожиданны. В этом смысле я могу вспомнить один из самых захватывающих его рассказов, „Сверчок“...".

5. Рассказы "Золотое дно" и "Сны" (тогда ещё объединённые Буниным в рассказ "Чернозём"). Соединяя художественный мир и мир крестьянский, эта изысканная вещь ещё более приближает к разгадке "загадочной русской души". В своё время "Чернозём" высоко оценивал ещё Антон Павлович Чехов.

6. Рассказы "Журавли", "Старуха", "Дедушка", "Божье древо", "Алексей Алексеевич", "Пингвины", "В саду", "Подснежник", "К роду отцов своих", "Старый порт", "Ландо", "Убийца", "Обречённый дом", "Идол", "Слон", "Телячья головка", "Роман горбуна", "Молодость", "Красные фонари", "Грибок", "Ущелье", "Первая любовь", "Небо над стеной", "Свидание", "Петухи", "Муравский шлях", "Распятие", "Марья", "Ужас", "Пожар", "Людоедка", "На Базарной", "Полдень", "Бродяга", "Слёзы", "Капитал", "Блаженные", "Коренной", "Комета", "Стропила", "Летний день", "Постоялец", "Первый класс", "Канун", "Сестрица", "Маска", "До победного конца", "Письмо". Рассказы относятся к сборнику "Божье древо". Это миниатюры, в которых Бунин изобразил Россию своей молодости, где действительно впечатляют "русский тип, русская ситуация, русский ландшафт". Академики отмечали совершенство, с которым Бунин использовал возможности формы краткого рассказа, чёткость, тонкость и творческую свободу, которая роднит его с наиболее правдивыми русскими писателями - Пушкиным, Толстым, Чеховым, имея здесь в виду его честность, ненависть ко всякой фальши.

7. Рассказ "Благосклонное участие" из того же сборника. В череде очаровательных зимних дней таится неповторимое "лёгкое дыхание" дореволюционной Москвы, ради воскресения которого он и был написан. В этом едва ли не самом необычном рассказе о "средней России" Бунину удалось уместить самоценность прежней жизни русского города в его самобытном облике.

8. Рассказы "Антоновские яблоки", "Тишина", "На хуторе", "Без роду-племени", "В поле", "Сосны", "Птицы небесные", "Новый год", "Белая лошадь", "Худая трава", "Иоанн Рыдалец", "При дороге", "Святые горы", "Далёкое", "Последнее свидание", "Эпитафия", "В августе", "Костёр", "Осенью", "Надежда", "Маленький роман", "Грамматика любви". Эти дореволюционные рассказы - "осенние цветы, со слабым запахом", совсем непохожие на "орхидеи модернизма, с их яркими красками и наркотическим ароматом". Их наполняет поэтический стиль, а человек и природа у Бунина представляют собой одну и ту же сущность, поскольку "его ухо внимает звукам леса и степи"; его "опьяняет тихая грусть о прошлом".

Король Швеции Густав V вручает Бунину папку с Нобелевским дипломом и футляр с золотой медалью, на одной стороне которой выбито изображение Альфреда Нобеля, а на другой — имя лауреата
Король Швеции Густав V вручает Бунину папку с Нобелевским дипломом и футляр с золотой медалью, на одной стороне которой выбито изображение Альфреда Нобеля, а на другой — имя лауреата
Галина Кузнецова, Вера Бунина и Иван Бунин
Галина Кузнецова, Вера Бунина и Иван Бунин
Бунин в рядах лауреатов премии 1933 года
Бунин в рядах лауреатов премии 1933 года
Приезд в Стокгольм
Приезд в Стокгольм
ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА (ЧАСТЬ 1)
ИВАН БУНИН – Жизнь Арсеньева (радиоспектакль)
1:04:41
ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА (ЧАСТЬ 2)
ИВАН БУНИН – Не указан
1:03:54
ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА (ЧАСТЬ 3)
ИВАН БУНИН – Жизнь Арсеньева (радиоспектакль)
1:04:20
ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА (ЧАСТЬ 4)
ИВАН БУНИН – Жизнь Арсеньева (радиоспектакль)
1:03:54
ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА (ЧАСТЬ 5)
ИВАН БУНИН – Жизнь Арсеньева (радиоспектакль)
1:04:59
СВЕРЧОК
ИВАН БУНИН – Рассказы
29:45
ЖУРАВЛИ
ИВАН БУНИН – Рассказы
3:07
ЗОЛОТОЕ ДНО
ИВАН БУНИН – Рассказы
17:01
СНЫ
ИВАН БУНИН – Рассказы
15:25
АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ
ИВАН БУНИН – Не указан
48:05
НА ХУТОРЕ
ИВАН БУНИН – Рассказы
13:04
В ПОЛЕ
ИВАН БУНИН – Рассказы
35:48
ГРАММАТИКА ЛЮБВИ
ИВАН БУНИН – Не указан
25:24
ТАНЬКА
ИВАН БУНИН – Рассказы
26:49
ХУДАЯ ТРАВА (ЧАСТЬ 1)
ИВАН БУНИН – Рассказы
25:47
ХУДАЯ ТРАВА (ЧАСТЬ 2)
ИВАН БУНИН – Рассказы
28:04
СУХОДОЛ
ИВАН БУНИН – Не указан
3:00:32
БОЖЬЕ ДРЕВО
ИВАН БУНИН – Рассказы
48:03
СОСНЫ
ИВАН БУНИН – Рассказы
26:45
ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ
ИВАН БУНИН – Рассказы
17:29
НОВЫЙ ГОД
ИВАН БУНИН – Рассказы
16:34
МАСКА
ИВАН БУНИН – Рассказы
4:09
ПОДСНЕЖНИК
ИВАН БУНИН – Рассказы
4:30
БЕЛАЯ ЛОШАДЬ
ИВАН БУНИН – Рассказы
42:11
ЗАРЯ ВСЮ НОЧЬ / В АВГУСТЕ
ИВАН БУНИН – Рассказы
26:57
МАЛЕНЬКИЙ РОМАН
ИВАН БУНИН – Рассказы
24:00
ТИШИНА
ИВАН БУНИН – Рассказы
15:19

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин

ЛентаТемы 676Фото 1 153Видео 23Участники 7 252
  • Подарки
Левая колонка
Всё 676
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться