И рад бы в рай, да грехи не пускают.
***
Пьяница, брат, проспится, дурак никогда.
***
Рабство отменили всего сорок пять лет назад, - что ж и взыскивать с этого народа?
***
Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да и истаскала его наизнанку... Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по будням носить, - праздника, мол, дождусь, - а пришёл праздник - лохмотья одни остались... Так вот и я... с жизнью-то своей... Истинно так!
***
Восхищала сперва и революция, восхищали убийства.
***
И непонятно было: все говорят - революция, революция, а вокруг - всё прежнее, будничное: солнце светит, в поле ржи цветут, подводы тянутся на станцию...
***
Город на всю Россию славен хлебной торговлей - ест же этот хлеб досыта сто человек во всём городе.
***
Как коротка и бестолкова жизнь!
***
Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей в виду: своего я тебе трынки не отдам! Баловать - нет, заметь, не побалую!
***
Народ! Сквернословы, лентяи, лгуны, да такие бесстыжие, что ни единая душа друг другу не верит! Заметь, - заорал он, не видя, что зажжённый фитиль полыхает и чуть не до потолка бьёт копотью, - не нам! Друг другу!!
***
У нас все враги друг другу, завистники, сплетники, друг у друга раз в год бывают, мечутся как угорелые, когда нечаянно заедет кто, кидаются комнаты прибирать… Да что! Ложки варенья жалеют гостю! Без упрашиваний гость лишнего стакана не выпьет…
***
Боже милосливый! Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили… Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя с ума свели… А Шевченко? А Полежаев? Скажешь, правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка. Ох, да есть ли ещё такая сторона в мире, такой народ!
***
К осени Кузьма убедился, что необходимо или по святым местам уйти, в монастырь какой-нибудь, или - просто дёрнуть по горлу бритвой.
***
...А там, в дальнем углу ограды, в кустах бузины, дремлющих на припёке, увидал Тихон Ильич свежую детскую могилку, крест, а на кресте двустишие: "Тише, листья, не шумите, мово Костю не будите!" - и, вспомнив своего ребёнка, задавленного во сне немой кухаркой, заморгал от навернувшихся слёз.
***
У нас народ смирный... Смирный народ...
***
Россия? Да она вся - деревня, на носу заруби себе это! Глянь кругом-то: город это, по-твоему?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Аминь.
тяжелая, гармоничная. Не роман: нет ни завязки, ни развязки, почти нет сюжета; книгу кто-то назвал «скучной», и это, пожалуй, правда; она скучна, тяжка, значительна и темна, она — сама «деревня» наша сегодняшняя. Язык так великолепно ровен, так спокойно-выразителен везде, что жаль вырывать цитаты: вся книга — одна цитата. Среди разнородно-тенденциозных выкриков о «деревне», среди современных книг, одинаково нехудожественных и «правого» и «левого» направления, книга Бунина единственная настоящая, ей веришь просто, ибо она проста и свободна. Бунин не Чехов; в книге нет легкости и остроты чеховских «Мужиков», но и слава Богу. Не легка, не остра «деревня»; и не копьем подымает Бунин земляные пласты, а широкой лопатой; не чертит, не рисует, а долго, нудно, медленно рассказывает, показывает…»Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 7. Мы и они. Литературный дневник. Публицистика 1899—1916 гг.