В деревнях и небольших городках детей начинали грамоте учить поздней осенью. Это было наиболее удобное время для овладения азами грамоты в крестьянской России. Урожай собран, подросткам и детям работы в доме практически нет. Самым походящим для начала обучения оказался День Наума Грамотника: первого декабря по старому стилю, и четырнадцатого – по новому календарю. Наумов день стал в дореволюционной России Днём учителя.
Учителя на Руси почитали особо, как мастера, работу его считали важной и трудной, оплачивали содержание школы и обучение детей натуральными продуктами и частью – деньгами. Учителем был обычно церковный дьяк или другой «знающий человек», например, отставной солдат. Часто обучение проходило в доме самого учителя, иногда дети из дальних деревень и проживали в его семье. Об этом мы можем узнать из новин Марфы Крюковой «Про моё ученьице», и «Как учился дедушко Василий Леонтьевич».
А. Максимов. Книжное научение
Как же проходил учебный день в таких школах? Рано утром, затемно, матери отправляя детей в школу, читали молитву: «Святой Наум, наставь моего отрока на ум! Возьми его под свою руку, прогони от него лень да скуку. На учение его благослови, старанья пробуди, память укрепи».
До обеда дети повторяли вчерашний урок, в полдень обедали, На стол ставили горшок с кашей и все ученики, каждый своей ложкой, по очереди ели. Традиция совместного обеда в частных сельских и пригородных школах, а также и городских пансионатах сохранялась до начала XX века. От этого обычая произошло почти забытое теперь слово «однокашники».
После обеда дети спали, и с двух часов до позднего вечера снова учились. Затем убирали школу и расходились по домам.
В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.Тут и родилась поговорка-дразнилка ленивому ученику: «Ять, фита да ижица, к тебе плётка ближится».
Наказание розгами не миновало и царских детей: с них спрос был строже, ведь мальчиков готовили управлению царством. Чтобы не быть поротым, В XVII веке царевич Алексей Михайлович заучивал из букваря стихи Симеона Полоцкого:
Розга ум вострит, память возбуждает
И волю злую в благу прелагает:
Учит господу богу ся молити
И рано в церковь на службу ходити
Розгою дух святой детище бити велит,
Розга убо мало здравию вредит…
Благослови, боже, оные леса,
Иже розги добрые родят на детские телеса…
Художник Борис Кустодиев Земская школа в Москве И сова горшок с кашей
Помимо школ, детей так же отдавали на обучение к ремесленникам и в монастыри. При сельских церквях местных детей обучали пению, чтобы со временем пополнить хор певчих на клиросе. Называлось это «заучивание». Такое обучение длилось год: начиналось и заканчивалось 14 декабря. Это было началом собственной трудовой деятельности, назвалось «вызволением от обучения» и отмечалось посещением церкви, где благодарили Святого Наума за науки и просили дальнейшего «вразумления» и для школьников, и для начинающих подмастерьев.
Художник Н. Ярошенко Деревенский хор
День Наума Грамотника в дореволюционной России был большим праздником. Накануне вскладчину устраивали праздник: встречу детей с учителем, первое знакомство. Отцы окончательно утверждали договор об оплате, матери готовили стол с угощением. В 18 веке в России хозяйки пекли по специальным формам пряничную азбуку, с помощью которой детей приобщали к грамоте. На прощание учителя одаривали рыбой, крупами на каши и другими продуктами и просили детей держать в строгости, чтобы грамота усваивалась крепче. Учитель, прощаясь с детьми, символически ударял их три раза плёткой или розгами. Дети же, в знак повиновения и рвения к учению, три раза кланялись своему наставнику.
Нет комментариев