Срок, в течение которого разрешается протирать кожаные носки (хуффы)
Сунан абу Дауда, хадис №: 157–158.
60 – باب التَّوْقِيتِ فِى الْمَسْحِ.
60. Глава о сроке, в течение которого разрешается протирать кожаные носки (хуффы)
Хадис 157
157 - عَنْ خُزَيْمَةَ بْنِ ثَابِتٍ عَنِ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – قَالَ « الْمَسْحُ عَلَى الْخُفَّيْنِ لِلْمُسَافِرِ ثَلاَثَةُ أَيَّامٍ وَلِلْمُقِيمِ يَوْمٌ وَلَيْلَةٌ ». قَالَ أَبُو دَاوُدَ رَوَاهُ مَنْصُورُ بْنُ الْمُعْتَمِرِ عَنْ إِبْرَاهِيمَ التَّيْمِىِّ بِإِسْنَادِهِ قَالَ فِيهِ وَلَوِ اسْتَزَدْنَاهُ لَزَادَنَا. قال الشيخ الألباني: صحيح
157 – Передают со слов Хузаймы ибн Сабита [1] о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Срок для обтирания по кожаным носкам для путника составляет три дня (и три ночи) а для того, кто находится дома [тот, кто не является путником и находится по месту жительства] – один день и одна ночь [То есть – одни сутки – 24 часа]».
[Также этот хадис передали Ахмад 5/213, 214, Абу Авана в своём «Сахихе» 1/262, ат-Тирмизи 95, Ибн Маджах 553, Ибн Хиббан 1333, аль-Байхакъи 1/276, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 3713 и в «Му’джам ас-Сагъир» стр. 238, ат-Таялиси 1219, ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» 1/81, Ибн Абу Шейба 1874.]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/» [См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5189, «Сильсиля ас-сахиха» 1559.].
Этот хадис является достоверным, все передатчики, заслуживающие доверия, передатчики «ас-Сахиха», кроме Абу ‘АбдуЛлаха аль-Джадали, который также является надёжным, но в нём есть разрыв в цепочке. Автор сказал: «Ибрахим (ан-Наха’и) не слышал хадисы от Абу ‘АбдуЛлаха аль-Джадали… Однако этот хадис является непрерывным… Аль-Байхакъи (1/277) передал по пути передачи от Заиды ибн Къудамы, который сказал: «Я слышал, как Мансур говорил: “(Однажды) когда мы находились в комнате у Ибрахима ан-Наха’и и с нами был Ибрахим ат-Тайми, мы упомянули об обтирании хуффов и Ибрахим ат-Тайми сказал: “Рассказал нам ‘Амр ибн Маймуна от Абу ‘АбдуЛлаха аль-Джадали, сообщившего о том, что Хузайма ибн Сабит сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил для нас три дня. И если бы мы попросили добавить, то он добавил бы нам”, имея в виду (срок) обтирания хуффов для путника /мусафира/». Я говорю: Иснад этого риваята является достоверным, и он указывает на то, что сказано автором о том, что ан-Наха’и не слышал хадисы от Абу ‘АбдуЛлаха аль-Джадали.
Ан-Навави назвал хадис достоверным. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис» и сообщил, что Яхйа ибн Ма’ин подтвердил его достоверность. Также его передали в своих «Сахихах» Ибн Хиббан и Абу ‘Авана. У хадиса много других поддерживающих его текстов /шавахид/.
Это хадис от ‘Али ибн Абу Талиба, который приводится в «Сахихе» Муслима и Абу ‘Аваны; хадисы от Сафвана ибн ‘Асаля, Абу Бакры, аль-Мугъиры ибн Шу’ба, которые приводят ат-Тахави, аль-Байхакъи и некоторые составители «Сунан». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/268–270.
Абу Дауд сказал: «Этот хадис также передал Мансур ибн аль-Му’тамир со слов Ибрахима ат-Тайми с его иснадом (в котором Хузайма) сказал: “Если бы мы попросили увеличить, то нам бы увеличили (время для обтирания)”». Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является достоверным и его достоверность подтвердили Ибн Хиббан и Абу ‘Авана. Имам Ахмад (5/213) передал с непрерывным иснадом от Абу ‘АбдуЛлаха ибн аль-Джадали, передавшего со слов Хузаймы ибн Сабита о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обтирайте хуффы в течение трёх дней», а если бы мы попросили увеличить (срок обтирания), то он увеличил бы его нам. Иснад этого хадиса является достоверным, передатчики заслуживающие доверия передатчики двух шейхов, кроме Абу ‘АбдуЛлаха аль-Джадали, который также является надёжным, как об этом сказано в первом риваяте». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/271–272.
Хадис 158.
158 - عَنْ أُبَىِّ بْنِ عِمَارَةَ – قَالَ يَحْيَى بْنُ أَيُّوبَ وَكَانَ قَدْ صَلَّى مَعَ رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- لِلْقِبْلَتَيْنِ – أَنَّهُ قَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَمْسَحُ عَلَى الْخُفَّيْنِ قَالَ « نَعَمْ ». قَالَ يَوْمًا قَالَ « يَوْمًا ». قَالَ وَيَوْمَيْنِ قَالَ « وَيَوْمَيْنِ ». قَالَ وَثَلاَثَةً قَالَ « نَعَمْ وَمَا شِئْتَ ». قَالَ أَبُو دَاوُدَ رَوَاهُ ابْنُ أَبِى مَرْيَمَ الْمِصْرِىُّ عَنْ يَحْيَى بْنِ أَيُّوبَ عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ رَزِينٍ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ يَزِيدَ بْنِ أَبِى زِيَادٍ عَنْ عُبَادَةَ بْنِ نُسَىٍّ عَنْ أُبَىِّ بْنِ عِمَارَةَ قَالَ فِيهِ حَتَّى بَلَغَ سَبْعًا. قَالَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- « نَعَمْ وَمَا بَدَا لَكَ » قَالَ أَبُو دَاوُدَ وَقَدِ اخْتُلِفَ فِى إِسْنَادِهِ وَلَيْسَ هُوَ بِالْقَوِىِّ وَرَوَاهُ ابْنُ أَبِى مَرْيَمَ وَيَحْيَى بْنُ إِسْحَاقَ السِّيْلَحِينِىُّ عَنْ يَحْيَى بْنِ أَيُّوبَ وَقَدِ اخْتُلِفَ فِى إِسْنَادِهِ. قال الشيخ الألباني: ضعيف
158 - Передают, что Убай ибн ‘Имара (Яхйа ибн Аййуб сказал: «Он совершал молитву вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в направлении обоих святынь») – рассказывал о том, что он спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха! Могу ли я обтирать поверх кожаных носков?» Он ответил: «Да». Он спросил: «В течение одного дня?» Он сказал: «В течение одного дня». Он спросил: «А в течение двух дней?» Он сказал: «И в течение двух дней». Он спросил: «А в течение трех дней». Он сказал: «Да, ты можешь обтирать их так долго, как пожелаешь».
[Также этот хадис передали Ибн Маджах 557, аль-Хаким 1/170, аль-Байхакъи 1/278, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 545, Ибн Абу Шейба 1882.]
Шейх аль-Албани сказал: «Его иснад является слабым. ‘Абду-р-Рахман ибн Разин и двое передатчиков до него – неизвестны. У хадиса есть и другой недостаток, а это путаница, на которую указал автор (Абу Дауд)». Подробнее см. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/51.
Абу Дауд сказал: «Абу Марьям аль-Мисри передал от Яхйи ибн Аййуба, от ‘Абду-р-Рахмана ибн Разина, от Мухаммада ибн Язида ибн Абу Зияда, от ‘Убады ибн Нусайа, от Убай ибн ‘Имара, который спрашивал, пока не дошел до семи (раз). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, и столько, сколько тебе нужно».
Абу Дауд сказал: «По поводу иснада этого хадиса существуют разногласия, и он не является сильным. Также его передал Ибн Абу Марьям, Яхйа ибн Исхакъ ас-Силахини от Яхйи ибн Аййуба, по поводу иснада которого также существуют разногласия». Шейх аль-Албани сказал: «Это так, как сказал автор. Ад-Даракъутни сказал: “Этот иснад недостоверный! В нём есть большие разногласия из-за Яхйи ибн Аййуба. ‘Абду-р-Рахман, Мухаммад ибн Язид и Аййуб ибн Къатан – все являются неизвестными (передатчиками)”. Аль-Бухари сказал: “Он недостоверный”, и слабым его назвали Ахмад, Ибн Хиббан, Ибн ‘Абдуль-Барр и др., что даже ан-Навави привёл единогласное мнение о его слабости, а аль-Джаузакъани включил его в (сборник выдуманных хадисов) «аль-Мауду’ат». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 1/53.
Комментарий:
Изначально путнику разрешается протирать обувь в течение трёх суток, а не путнику — в течение суток. Об этом упоминается в сообщениях Хузаймы ибн Сабита и Сафвана ибн ‘Уссаля. Таково мнение абсолютного большинства факыхов. Только Малик сказал, что срок протирания неограничен, исходя из очевидного смысла данного хадиса.
Однако на самом деле в хадисе подразумевается, что мусульманин может прибегать к протиранию обуви вместо мытья ног каждый раз, когда возникает подобная необходимость, при условии, что по истечении отведённого времени протирания (суток или трёх в зависимости от положения человека) он должен снять обувь и вымыть ноги и лишь после этого он имеет право снова протирать обувь вместо мытья ног в течение такого же срока.
Ведь основой является мытьё ног, а протирание — разрешением, которое ограничено определёнными временными рамками, о чём упоминается в достоверных хадисах. Следовательно, нельзя нарушать эти ограничения, не имея веского и достоверного обоснования, а в нашем распоряжении нет соответствующих хадисов.
Что же касается версии Хузаймы ибн Сабита, то он сказал: «И, если бы мы попросили у него ещё больше времени, он бы добавил нам».
Во-первых, в другой версии, передаваемой от того же Хузаймы, нет этих слов. А во-вторых, даже если сообщение достоверно, то это всего лишь предположение, а нормы Шариата утверждаются через слова Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а не посредством предположений передатчика хадиса.
Аль-Бухари сказал, что в вопросе о сроке протирания обуви нет сообщения достовернее, чем сообщение Сафвана ибн ‘Уссаля.
Зирр ибн Хубайш сказал: «Я пришёл к Сафвану ибн ‘Уссалю. Он спросил: “Что привело тебя ко мне?” Я сказал: “Стремление к знанию”. Он сказал: “Поистине, ангелы склоняют свои крылья перед ищущим знание, демонстрируя довольство тем, к чему он стремится…” Я сказал: “Мне внушает сомнения протирание хуффов после справления малой и большой нужды. А ты был одним из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и я пришёл к тебе, чтобы спросить, слышал ли ты от него что-нибудь об этом?” Он ответил: “Да. Если мы находились в пути, он говорил нам, что в течение трёх суток нам следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и необязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна”».