Предыдущая публикация
Библиотека Ислама  от а до я

Библиотека Ислама от а до я

11 дек 2016

Положение чтение и прикосновения к Корану (на арабском языке) без очищения.

Скачать статью:
pdf: https://vk.cc/5XnRSm docx: https://vk.cc/5XnS4B Читать: https://jpst.it/Qh4U Содержание:
1. О чтении Корана без малого омовения.
2. О чтении Корана в состоянии осквернения (джанаба) или во время месячных (хайд).
3. О прикосновении к Корану без очищения.
4. О прикосновении к обложке Корана, или прикосновение к Корану через какую либо преграду.
5. Можно ли прикасаться без омовения к книгам, в которых есть аяты Корана, как например тафсир Корана и другие религиозные книги?
6. О чтении Корана без омовения в электронном виде с экранов компьютеров, планшетов и смартфонов. Также можно ли с ними заходить в туалет.
7. Передача Корана на арабском неверному.
8. Перевод Корана на другие языки и прикосновение к нему неверующих.
Заключение.
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
1. О чтении Корана без малого омовения.
Ученые единогласны в том, что без малого омовения читать Коран по памяти дозволено!
Абу Салям рассказывал: “Сообщил мне тот, кто видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды прочитал что-то из Корана после того, как помочился, прежде чем прикоснуться к воде (для совершения омовения)”. Ахмад 4/237. Хафиз Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” 1/213.
Мухаммад ибн Сирин рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) находился среди людей, которые читали Коран. Затем он встал и отправился справить свою нужду. Когда же он вернулся, то читал Коран, и один из присутствовавших по имени Абу Марьям, сказал ему: “О повелитель- правоверных! Ты читаешь Коран, будучи без омовения?!” На это ‘Умар сказал: «Кто дал тебе такое фатуа?! Мусайляма?!»” Малик 513, аль-Байхакъи 2/484. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным. См. “аль-Исаба” 1/117, “Сахих Сунан ан-Насаи” 1691.
Т.е. ‘Умар спрашивает: Кто тебе сказал о том, что при малом омовении читать Коран нельзя?!
Что же касается Абу Марьяма, то это был человек из племени Бану Ханифа, который последовал в свое время за лжепророком Мусайлямой, однако после чего покаялся и принял Ислам.
Ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны в том, что дозволено читать Коран при отсутствии малого омовения, хоть и лучше иметь наличие омовения для этого. Имам аль-Харамайн и аль-Гъазали говорили: «Мы не говорим, что читать Коран без малого омовения порицаемо, так как достоверно известно от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он читал Коран при отсутствии малого омовения!»” См. «аль-Маджму’» 2/82.
Это что касается чтения по памяти Корана без малого омовения.
2. О чтении Корана в состоянии осквернения (джанаба) или во время месячных (хайд).
Что же касается дозволенности чтения Корана человеку в состоянии большого осквернения (джанаба) или во время месячных, то ученые разошлись относительно дозволенности этого. Среди них были такие, кто не дозволял читать Коран как джунубу, так и женщине при месячных, были такие, кто дозволял читать женщине при месячных, но не дозволял читать джунубу. А были и такие, кто дозволял читать как джунубу, так и женщине во время месячных.
Доводы запрещающих читать Коран без полного омовения.
Большинство ученых, среди которых ханафиты, шафииты и многие ханбалиты запрещали читать Коран без полного омовения. См. “аль-Мабсут” 3/152, «Бадаи’у-ссанаи’» 1/44, “Раудату-тталибин” 1/85.
Их доводом является следующие хадисы:
В хадисе Ибн Умара – да будет доволен ими Аллах – сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщина, у которой месячные, и находящийся в состоянии полового осквернения ничего не должны читать из Корана». Приводят ат-Тирмизи (131), Ибн Маджа (595), ад-Даракъутни (1/117), аль-Байхакъи (1/87), но это слабый хадис, потому что его передал Исма’ил б. ‘Ийаш от Хиджазийина, передачи которых являются слабыми. Шейх Ислама Ибн Таймия сказал (21/460): «Это слабый хадис, по единогласному мнению знатоков хадиса».
Однако данный хадис является слабым по причине передатчика Исма’иля ибн ‘Ийяша. Он был надежный передатчик, однако имамы принимали от него только те хадисы, которые он передавал от жителей Шама (своего города). А данный хадис он передал от жителей Хиджаза, а переданные хадисы им от жителей Хиджаза имамы считали слабыми.
Имам Ибн Ма’ин говорил: “Он надежный передатчик в том, что передает от жителей Шама, а что касается того, что он передает от других, является запутанным”. См. “ад-Ду’афа” 1/88.
Имам Ахмад сказал о нем: “То, что передал Исм’аиль от жителей Шама, является достоверным, а то, что передал от жителей Хиджаза, не является достоверным!” См. “Тахзиб ат-тахзиб” 1/208.
Также иснад этого хадиса является запутанным.
Этот хадис назвали слабым имам Ахмад, имам Абу Хатим, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и др. См. “ад-Ду’афа” 1/90, “аль-‘Иляль” 1/49, “ат-Тальхыс” 1/240.
У этого хадиса есть две другие версии, однако они еще слабее упомянутой. И поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал, что все версии этого хадиса слабые. См. “Фатхуль-Бари” 1/409.
Также доводом большинства является хадис: «Женщина, у которой месячные и у которой послеродовое кровотечение, не читают ничего из Корана». ад-Даракъутни 2/87.
Этот хадис также является слабым, поскольку в его иснаде Мухаммад ибн Фадль, который является очень слабым передатчиком, а по мнению некоторых имамов – лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил: “Он был лжецом!” См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56.
Имам Ахмад сказал: “Хадисы его, хадисы лжецов!” См. “аль-Камиль” 6/161.
Имам Абу Зур’а сказал: “Он слабый передатчик”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56.
Также в этом иснаде и его отец Фадль ибн ‘Атыя, который также является слабым передатчиком, хоть в отношении него и были разногласия. См. “аль-Камиль” 6/161, “аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56, “Тахзиб ат-тахзиб” 11/161.
Следующий довод этой стороны хадис ‘Али ибн Аби Талиба, который говорил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал нам Коран, если он не был в состоянии джанабы». ат-Тирмизи 146.
Относительно достоверности этого хадиса среди ученых есть большие разногласия.
В иснаде этого хадиса передатчик по имени ‘Абдуллах ибн Саляма. Шу’ба говорил о нем: “Мы слышали, как рассказывал хадисы ‘Абдуллах ибн Саляма, и порицали это”. См. “Тахзиб аль-камаль” 15/50.
Имам аль-Бухари говорил: “За его хадисами не следуют!” См. “ат-Тарих аль-кабир” 5/99.
Большинство имамов считали этого передатчика ненадежным. Также о том, что это слабый передатчик говорили имамы ан-Насаи, ад-Даракъутни, Абу Хатим и Ибн аль-Джаузи. См. “ад-Ду’афа уаль-матрукин” 347, “Лисануль-мизан” 2/431.
Причина в том, что сам этот передатчик был правдивым, однако после того, как он состарился, он стал запутываться, поэтому многие имамы не считали его хадисы достоверными. И дело в том, что именно этот хадис он передал тогда, когда состарился, о чем в «ат-Такъриб» сказал хафиз Ибн Хаджар, опираясь на Шу’бу.
Имам аль-Байхакъи передал, что имам аш-Шафи’и сказал, что знатоки хадисов не считают этот хадис достоверным. См. “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” 1/323.
Имам аль-Хаттаби говорил: “Ахмад считал этот хадис слабым по причине ‘Абдуллаха ибн Салямы”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 1/156.
Также этот хадис считал слабым и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” № 192.
Имам ан-Науауи сказал: “Имам ат-Тирмизи говорил, что этот хадис достоверный, однако исследователи сказали, что этот хадис слабый!” См. «аль-Маджму’» 2/183.
Однако этот хадис считал достоверным не только ат-Тирмизи, но и другие имамы, как Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и аль-Багъауи. См. “ат-Тальхыс” 1/242.
Но даже если бы данный хадис и был бы достоверным, то нет в нем указания за запрет, так как в нем лишь сообщение того, как поступал пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Имам Ибн Хузайма сказал: “Нет довода в этом хадисе для запрещающих читать джунубу Коран, поскольку нет в нет запрета, а в нем лишь сообщение происходившего”. См. “Тальхыс аль-хабир” 1/242.
Абу Бакр ибн аль-Мунзир сказал: «Некоторые из ученых сказали: «Поминать Аллаха можно как чтением Корана, так и другими видами поминаний, а посему ничего из того, на что распространяется понятие «поминание Аллаха» нельзя запрещать кому бы то ни было, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не воздерживался от поминания Аллаха ни при каких ситуациях. Что же касается хадиса ‘Али, то его иснад недостоверен, так как единственным кто передает его от ‘Али является ‘Абдуллах ибн Салима, о безупречности сообщений которого высказал сомнения ‘Амр ибн Мурра, сказав: «Поистине что-то мы признавали от него, а что-то отвергали…» А раз тем, кто передает данное сообщение от ‘Абдуллаха ибн Салима является сам ‘Амр ибн Мурра, то его отвод ‘Абдуллаху ибн Салиме как передатчику, не позволяет воспринимать его сообщение в качестве довода. Но даже если сообщение от ‘Али было бы достоверным, то все равно не было бы обязательным воздерживаться от чтения Корана на его основании, поскольку в нем не содержится запрета на чтение Корана, чтобы утверждать, что человеку в состоянии полового осквернения это запрещено». (См. «аль-Аусат» 2/100).
На эту тему есть еще несколько хадисов с подобным смыслом, однако они также являются слабыми, которые не приемлемы в качестве довода. См. “Ахкаму-ттахара” 7/553-555.
Также сторонники запретности приводят в качестве довода сообщения от сподвижников:
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Человек в состоянии осквернения (джунуб) не читает Коран!” Ибн Аби Шайба 1/97. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. “ат-Тальхыс” 1/138.
‘Али ибн Аби Талиб говорил: “Читайте Коран до тех пор, пока кто-либо из вас не будет джунубом, а если кто будет в состоянии джанабы, то пусть не читает даже одной буквы!” ‘Абдур-Раззакъ 1306, аль-Байхакъи 1/98. Имам ад-Даракъутни подтвердил достоверность.
Тут кстати также уместно упомянуть об одной распространенной истории, которую часто приводят сторонники того мнения, что читать Коран без гъусля нельзя. Это история, переданная со слов ‘Икримы в которой сообщается, что у ‘Абдуллаха ибн Рауахи была рабыня, к которой его сильно ревновала жена. И однажды, когда он находился после близости со своей рабыней в состоянии полового осквернения (джанаба), его жена, желая узнать об этом, потребовала от него прочитать что-либо из Корана, дабы выяснить есть ли у него гъусль или нет. И он прочитал ей вместо Корана стихи, после чего она успокоилась. Когда же он рассказал об этом посланник у Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он засмеялся. Йя’къуб ибн Суфьян в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 1/259.
Так вот, эта распространенная история имеет две серьезные проблемы:
Во-первых, она недостоверна со стороны иснада, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар в «аль-Кафи аш-шафи», и ан-Науауи, сказавший: “Иснад этой истории слабый и прерванный”. См. «аль-Маджму’» 2/183.
Во-вторых, смысл этой истории весьма порицаемый, поскольку из нее следует, что сподвижники называли стихи Кораном, а также эта выдуманная история выставляет сподвижниц глупыми, не способными отличить обычные стихи от Корана!
Мухаммад Рашид Рида говорил: “Что касается мудрости того, что эта история ложная, то причина этого в том, что она приписывает намеренную ложь сподвижнику из числа первых праведных и благочестивых ансаров! Также будто он называет стихи Кораном, приписывая это к Аллаху, сказавшему: «И он (пророк) не является поэтом»! И словно пророк (мир ему и благословение Аллаха) все это одобрил тем, что засмеялся, узнав об этой истории. А ученые указывали на то, что тот, кто приписал Корану то, что не имеет к нему отношение, стал вероотступником (муртад)!” См. “Фатауа Рашид Рида” 3/970.
Доводы дозволяющих читать Коран без полного омовения.
Ученые, дозволявшие читать Коран в любом состоянии опирались на то, что у запрещающих нет на запрет никакого ясного и достоверного довода. А в случае отсутствия запрещающего довода, все остается в своей основе, и читать Коран является дозволенным всегда и в любом положении, пока не появится конкретизирующий и исключающий довод!
Шейх Ислама сказал: «Нет ясных, достоверных текстов, запрещающих чтение Корана во время месячных». Он так же сказал: «Известно, что у женщин были менструации и во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но он не запрещал им читать Коран, так же как не запрещал поминать Аллаха и читать дуа».
Всевышний Аллах повелевает читать Коран и обещает за это великую награду. Нельзя запрещать это без достоверного довода, и мы не имеем доказательств.
Более того, сторонники этого мнения опирались на обобщенные хадисы, как например, хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая говорила: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поминал Аллаха всегда”. Муслим 383.
Опираясь на этот обобщенный хадис, имамы аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир дозволяли читать Коран как без малого, так и без большого омовения. См. “Фатхуль-Бари” 1/542, “Ируауль-гъалиль” № 485.
Однако хафиз Ибн Раджаб попытался возразить им на этот довод и сказал: “Нет в этом хадисе довода на то, что джунуб может читать Коран, поскольку, когда говорится: «Поминание Аллаха» (зикру-Ллах), речь не идет о Коране!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 2/45.
На самом деле это ошибка, и имамы, приводившие упомянутый хадис в довод, не ошиблись. Что же указывает на то, что под «зикру-Ллах» речь не идет о чтении Корана – традиция или шариат?! Если традиция, то она отличается от общества к обществу, от времени к времени. А если речь идет о шариате, то сам Аллах назвал Коран зикром (поминанием)!
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Зикр, и Мы оберегаем его!» (аль-Хиджр 15: 9).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы ниспослали тебе Зикр для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль 16: 44).
Имам Ибн аль-Мунзир, приведя хадис: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поминал Аллаха всегда», сказал: “Поминание Аллаха может быть посредством чтения Корана, а может быть и другим способом. Но раз упоминается в хадисе слово «зикр», то не дозволено кому-либо запрещать читать Коран, если пророка (мир ему и благословение Аллаха) не удерживало поминание Аллаха в любое время!” См. “аль-Аусат” 2/100.
Таким образом, этот хадис является обобщенным!
Также сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Аише, когда у нее начались месячные во время Хаджа: «Делай все, что делают паломники, но не совершай обход вокруг Каабы» аль-Бухари 1650.
Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Женщина во время месячных выполняет все обряды Хаджа, кроме обхода Каабы».
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Лучшее, что сказал Ибн Рашид, следуя за Ибн Батталем и другими, это следующее: «Смысл такого название главы (имамом аль-Бухари) в том, что в хадисе ‘Аиши доказательство на то, что женщине во время месячных и джунубу дозволено читать Коран! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исключил из всех обрядов Хаджа что-либо, кроме обхода (таууаф). А деяния во время Хаджа включают в себя и зикр (поминание Аллаха), тальбию, ду’а, и женщине во время месячных не запрещается что-либо из этого. Также обстоит и с находящимся в состоянии осквернения (джунуб), поскольку осквернение женщины во время месячных сильнее, чем осквернение находящегося без полного омовения!” См. “Фатхуль-Бари” 1/453.
Таким образом, исходя из доводов этой стороны и слабости доводов стороны запрещающих, правильным мнением является то, что Коран читать дозволено в любом состоянии.
Однако кто-то может сказать: «Но ведь сподвижники запрещали читать Коран без гъусля, как например, ‘Умар и ‘Али, а ведь их понимание важнее, чем понимание кого-либо иного!»
Это верно, однако среди сподвижников также было разногласие в этом вопросе, и например, «Ибн ‘Аббас читал Коран в состоянии джанабы», как это приводит имам аль-Бухари. См. “Сахих аль-Бухари” 1/97.
Передается, что бывало такое, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, читал свою ежедневную норму Корана в состоянии полового осквернения. Ибн аль-Мунзир 2/98. Данное сообщение является достоверным /сахих/ в силу существования дополнительных свидетельств, подкрепляющих его.
А в случае разногласия среди сподвижников необходимо возвращаться к Корану и Сунне, и следовать за теми, чьи доводы сильнее!
Также того мнения, что читать Коран без полного омовение дозволено, придерживались многие саляфы. Хамад ибн Аби Сулейман рассказывал: “Однажды я спросил Са’ид ибн Джубайира относительно чтения Корана тем, кто без полного омовения, и он сказал, что не видит в этом ничего страшного”. См. “Тамамуль-минна” 118.
Сообщается, что однажды Са’ида ибн Зейда спросили: «Можно ли человеку в состоянии полового осквернения читать Коран?» На что он ответил: «Да! И вообще разве он не находится в его нутре?!» (Ибн аль-Мунзир 2/98).
Много сообщений о том, что саляфы часто читали Коран как без малого, так и без большого омовения, приводит имам Ибн Аби Шайба в своем сборнике «аль-Мусаннаф» 1/98, в главе: “О человеке, который читает Коран без очищения”.
Исходя из всего сказанного ясно, что читать Коран без большого, так и малого омовения не запрещено, и этого мнение также придерживались ‘Икрима, Са’ид ибн аль-Мусайиб, Ахмад и некоторые шафииты.
Однако, не смотря на то, что не запрещено читать Коран в любом состоянии, все же лучше читать его с очищением, особенно когда есть возможность это сделать, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения». Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 834.
А ведь чтение Корана выше, чем просто поминание Аллаха.
3. О прикосновении к Корану без очищения.
Ученые разошлись во мнениях, является ли дозволенным прикасаться к Корану тому, кто
Находится без большого и малого омовения.
Большинство ученых считали запретным прикосновение к Корану без очищения, и это мнение четырех имамов: Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, и это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Бахру-рраикъ” 1/211, “Мауахиб аль-джалиль” 1/303, “аль-Хауи аль-кабир” 1/143, “аль-Кафи” 1/48, “Маджмууль-фатауа” 21/266.
Доводы запрещающих прикасаться к Корану без очищения.
В качестве довода большинство ученых опирается на слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные» (аль-Уакъи’а 56: 77-79).
Они говорят, что в этом аяте указание на то, что Коран не должны трогать люди, находящиеся без очищения!
Однако сторонники дозволенности прикосновения к Корану без очищения возразили на аргументацию этим аятом с двух сторон. Они сказали:
Во-первых, в этом аяте речь идет именно о небесной Скрижали, о чем говорили Ибн ‘Аббас, Муджахид, Джабир ибн Зайд и др. См. “Тафсир ат-Табари” 8/274.
А имам аль-Уахиди сказал: “Большинство толкователей Корана сообщили, что речь идет о небесной скрижали”. См. “Фатхуль-Къадир” 2/219.
А во-вторых, в данном аяте речь идет об ангелах, а не людях, о чем сказали Ибн ‘Аббас, Сальман аль-Фариси, Анас, Са’ид ибн Джубайр, Муджахид, ‘Икрима, Абуль-‘Алия и др. См. “Тафсир ат-Табари” 8/278, “Тафсир аль-Къуртуби” 17/225.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Часть ученых, живших в нашу эпоху, дозволили прикасаться к свиткам Корана людям, находящимся в состоянии полового осквернения и женщинам в период месячных, а также носить на себе оберегающие молитвы, и прикасаться к динарам и дирхемам, на которых отчеканены поминания Всевышнего Аллаха, будучи в нечистом состоянии. Так, они сказали: «В словах Аллаха: «Не прикасаются к нему никто кроме очищенных». («Падающее», 79) - имеются в виду ангелы. Таким же образом разъяснили этот аят Анас ибн Малик, Са’ид ибн Джубейр, Муджахид, ад-Даххак и Абу аль-‘Алия». Также они сказали, что слова «Не прикасаются к нему никто кроме очищенных» - /ля ямассуху илля-ль-мутаххарун/ - (по своей грамматической конструкции) представляют собой обычное повествование (, а не запрет), тогда как если бы они являлись запретом, то было бы сказано: «Пусть ни в коем случае не прикасаются к нему никто кроме очищенных» - /ля ямассаннаху илля-ль-мутаххарун/». (См. «аль-Аусат» 2/103).
И люди, в отличие от ангелов, являются очищающимися, а не очищенными.
А во-вторых, даже если и допустить, что в данном аяте речь идет о Коране, то в нем содержится только извещения происходящего, а не веление не прикасаться к Корану без очищения.
Ибн Хазм, опровергая мнение тех, кто приводя данный аят запрещал прикасаться без омовения к Корану, писал: “Этот аят содержит в себе извещение происходящего, а не веление. И мы видим, как к Корану могут прикоснуться как очищенные, так и не очищенные, поскольку Аллах не сделал так, что к Корану могут прикоснуться только очищенные, а сделал это только для небесной скрижали, к чему могут прикасаться только очищенные ангелы!” См. “аль-Мухалля” 1/107.
Что же касается запрещавших прикасаться к Корану, используя данный аят, то они сказали, что даже если речь в аяте идет о небесной Скрижали и об ангелах, то точно также, как ангелы прикасаются к нему будучи очищенными, тогда тем более и на земле люди обязаны прикасаться к Корану очищенными из-за уважения и почитания Корана, как это говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия и др. См. “Мадариджу-ссаликин” 2/391, “аль-Мустадрак ‘аля аль-Фатауа” 3/40.
Также в качестве довода на запрет прикосновения к Корану большинство ученых использовали известный хадис: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого». ад-Даракъутни 1/122, аль-Байхакъи 1/88.
Однако относительно достоверности этого хадиса есть разногласия поскольку в его цепи Ибн Джурайдж, который был мудаллисом, а также передатчик по имени Сулейман ибн Муса аль-Ашдакъ, относительно надежности которого были разногласия.
Но несмотря на это хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого хадиса неплохой”. См. “ат-Тальхыс” 1/228.
А хафиз аль-Хайсами сказал: “Все передатчики этого хадиса надежные”. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/286.
Также подобный хадис передается от аль-Хакама ибн Хизама, что приводят аль-Хаким 3/485 и ат-Табарани в «аль-Кабир» 3135.
Этот хадис также содержит в себе проблемы со стороны иснада, но имам аль-Хазими сказал, что хадис хороший. См. “Хуляса аль-Бадр аль-мунир” 1/57.
Однако хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и др. считали этот хадис слабым.
Также подобный хадис передается от ‘Амр ибн Хазма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел написать для жителей Йемена книгу, в которой упоминались обязанности, Сунны и искупления. Он отправил с этим посланием ‘Амр ибн Хазма, который зачитал ее жителям Йемена. И в этом большом послании среди прочего говорилось: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого». Малик 1/337, Ибн Хиббан 14/504, аль-Хаким 485, аль-Лялякаи 1/82.
Этот хадис мурсаль, в котором иснад прерывается на имаме аз-Зухри. Однако вместе с тем, многие имамы опирались на этот хадис.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Группа имамов назвала этот хадис об упомянутой книге достоверным, не со стороны иснада, а по причине его известности! Сказал аш-Шафи’и: в «ар-Рисаля»: «Не приняли они этот хадис до тех пор, пока не удостоверились в том, что это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».
Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Эта запись известная среди историков, и то, что в ней записано известно среди обладающих знанием. И ее известность достаточна чтобы нуждаться в иснаде, поскольку он подобен мутауатиру (передающемуся множественными путями) так как люди приняли это!»
Сказал аль-‘Укъайли: «Это достоверный, заученный хадис, несмотря на то, что мы видим, что он не передается непрерывно дальше аз-Зухри». Источник: "ад-Дуафа", 2-128.
Йя’къуб ибн Суфьян сказал: «Я не знаю какую-либо книгу из всех, которая была бы достовернее, чем эта книга ‘Амр ибн Хазма! Поистине, сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун) обращались к ней и оставляли свои мнения».
Имам аль-Хаким сказал: «Засвидетельствовал ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и имам его времени – аз-Зухри о достоверности этой книги!»” См. “Тальхыс аль-хабир” 4/36.
Также передают и от имама Ахмада, что он сказал: “Нет сомнения в том, что это записано от пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/266.
Также достоверность этого сообщения подтвердили имам Исхакъ ибн Рахауайх и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” № 122.
Сказал имам Ахмад, что нельзя прикасаться к мусхафу, кроме как очищенным, и аргументировал данным хадисом, как передал от него его сын. См. "Масаиль Аби Фадль", 3-208.
Сказал аль-Марузи: "Я спросил: можно ли читать Коран без вуду?" и Ахмад ответил: "Да, однако нельзя читать с мусхафа без вуду", и сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "По причине того, что достоверно от Пророка, мир ему и милость Аллаха: "Нельзя трогать Коран, иначе как будучи в омовении", и также делали сподвижники Пророка, мир ему". Источник: "Масаиль Ахмад уа Исхак", 2-345
Спросили у хафиза Яхьи ибн Маина когда он упомянул этот хадис: "Он непрерывный?". Яхья сказал: "Нет, но он годный" (для работы по нему). Источник: "Тарих ад-Дури", 647
Сказал имам Абу Убейд Ибн Косим Абдус-Салям: "Хадис восходящий к Пророку, мир ему и благословение Аллаха: "Не должен трогать Коран никто, кроме взявшего омовение" первее к следованию за ним!" Источник: "Фадаиль аль-Кур'ан", 1-309
Более того, на эту книгу опирался сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб!
Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывал: “Умар принимал свое решение относительно увечий за пальцы. Затем ему сообщили о книге, которая была написана по велению пророка (мир ему и благословение Аллаха) для семьи ‘Амр ибн Хазма, что за каждый палец следует выплачивать десять верблюдов. Тогда ‘Умар взял это мнение и оставил свое”. ‘Абдур-Раззакъ № 17706, Ибн Аби Шайба 9/194. Иснад достоверный.
Сказал хафиз Я'куб Ибн Суфьян аль-Фасауи: "Не знаю из всех книг что либо достовернее, чем книга Амру ибн Хазма, и сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращались к ней". Источник: "Мизан аль-и'тидаль", 2-202.
Сказал имам Ибн Абдуль Барр: "И эту книгу Амру ибн Хазма приняли ученые принятием и работой по ней, и она у них настолько известна и очевидна что не нуждается в одном непрерывном иснаде. И собрались факихи стран, что не трогает мусхаф никто, кроме имеющего омовение. И это слово Малика, и аш-Шафии, и Абу Ханифы, и их последователей, и ас-Саури, и аль-Аузаи, и Ахмада ибн Ханбаля, и Исхака Ибн Рахавейхи, и Абу Саура, и Абу Убейда. И они – имамы в фикхе и хадисе своих времен. И передано это мнение от Са'да ибн Аби Ваккаса, и Абдуллаха ибн Умара, и Тауса, и Хасана аль-Басри, и аш-Ша'би, и аль-Косима ибн Мухаммада, и Ато, и они (начиная с Тауса) – из числа имамов табиинов в Медине, Мекке, Йемене, Куфе, и Басре". Источник: "Аль-Истизкар", 2-472.
Сказал Абу Зинад, великий имам и факих Медины, табиин, заставший некоторых сахабов и многих великих табиинов из проживавших в Медине, передавая слова тех факихов Медины из числа сахабов и табиинов, что он застал: "И все они говорили – нельзя трогать Коран, иначе как в состоянии омовения". Источник: "Ма'рифату ас-сунан уаль асар", 1-249
Сказал аль-Бейхакы: "Это было мнением семи больших факихов Медины". Источник: "Ас-Сунан аль-Кубра", 1-88, а семь факихов Медины – это семь великих табиинов из числа больших табиинов, среди которых Сайид ибн аль-Мусаййиб, Урва Ибн Зубейр, Сулейман ибн Ясар, и другие великие табиины-факихи.
Поэтому даже некоторые имамы заявили, что этот хадис достоверный по единогласному мнению! Например, шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Эта книга известная и распространенная, на которую опирались обладающие знанием. И эта книга для многих из них лучше, чем одно сообщение с непрерывным иснадом! И эта запись достоверная по единогласному мнению ученых!” См. “Шарх аль-‘Умда” 2/101.
Также сторонники запретности приводят в качестве довода сообщения от сподвижников:
‘Абдур-Рахман ибн Язид рассказывал: “Однажды мы были в пути с Сальман аль-Фариси, и когда он вернулся, справив нужду, мы сказали ему: «О Абу ‘Абдуллах, если бы ты совершил омовение, то вероятно мы спросили бы тебя об аяте из Корана!» Он сказал: «Спрашивайте, я не трону Коран, ибо поистине: «К нему прикасаются только очищенные!» И мы спрашивали его, а он читал нам прежде, чем совершить омовение”. ад-Даракъутни 442, 443, Ибн Аби Шейба, 1106, аль-Байхакъи 1/90. Имам ад-Даракъутни подтвердил достоверность.
Это сообщение указывает на то, что сподвижник – Сальман аль-Фариси считал не дозволенным прикосновение к Корану без очищения, и кстати привел в довод упомянутый аят!
Му’саб ибн Са’д рассказывал: “Однажды я держал Коран перед Са’д ибн Аби Уаккъасом и почесался. Он спросил: «Наверное, ты тронул свой половой орган?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Встань и соверши омовение». После чего я взял омовение и вернулся”. Малик 2/42, аль-Байхакъи 1/88. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Имам аль-Багъауи сказал: “Это мнение большинства ученых, что человек без малого омовения или большого омовения не должен нести Коран или же прикасаться к нему. Однако это дозволили аль-Хакам, Хаммад и Абу Ханифа, но Абу Ханифа говорил: «Нельзя трогать места, где написаны аяты»”. См. “Шарху-Ссунна” 2/48.
Передал Ибн Аби Шейба от Абдуллаха Ибн Умара, что он не прикасался к Корану, кроме как в состоянии омовения. Источник: Ибн Аби Шейба, 7508, и иснад достоверный.
Передал также Ибн аль-Мунзир от Ибн Умара, что он сказал: "Нельзя прикасаться к Корану кроме как в состоянии омовения". Источник: "Аль-Авсат", 608.
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "И это слово Сальмана аль-Фариси, и Абдуллаха ибн Умара, и других сподвижников помимо них, и не известно, чтобы кто-то из сподвижников этому противоречил!" Источник: "Аль-Фатауа аль-Кубра", 1-280.
Доводы дозволяющих прикасаться к Корану без очищения.
Мнение о том, что прикасаться к Корану без очищения дозволенно, передается от аш-Ша’би, да-Даххака, Зайда ибн ‘Али и других саляфов. И этому мнению отдали предпочтение Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм, аш-Шаукани, а также и шейх аль-Альбани. См. “аль-Аусат” 2/103, “аль-Хашия Ибн ‘Абидин” 1/173, “аль-Мухалля” 1/81, “Найлюль-аутар” 1/180-182, “Тамамуль-минна” 107.
Доводом этой стороны является то, что нет ни одного достоверного доказательства на то, что нельзя прикасаться к Корану без очищения, а то, что является достоверным в этой теме, может пониматься по-разному, как хадис: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого».
В качестве довода на дозволенность прикосновения к Корану без очищения они использовали хадис, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил послание к Ираклию, правителю византийцев, в котором содержались аяты Корана. В этом послании говорилось:
«C именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума.
Мир тому, кто следует прямым путем.
А затем:
Поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасешься, а Аллах удвоит твою награду. Если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха твоего народа! И я скажу тебе то, что сказал Аллах:
«Скажи: “О обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас, что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся”» (Али ‘Имран 3: 64). аль-Бухари 7, Муслим 1773.
Сторонники дозволенности говорят, что даже если неверному дозволено прикасаться к аятам Корана, то мусульманину без очищения тем более это дозволено, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, верующий не бывает нечистым!»” аль-Бухари 283, Муслим 371.

Положение чтение и прикосновения к Корану (на арабском языке) без очищения. - 849616910152
Однако ответ на этот довод таков: В этом хадисе лишь указание на дозволенность читать и трогать такие книги, в которых есть аяты Корана, смешанные с обычными словами, как это обстоит с книгами о толковании Корана, религиозной литературой и т.п., поскольку эти книги не именуются и не являются Кораном. И ведь в этом послании помимо аятов Корана были и слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Более подробно о книгах в которых есть аяты Корана пойдет речь в следующей главе. А что касается самого прикосновения неверного к Корану, то недвусмысленный запрет на это содержится в хадисе Ибн ‘Умара, который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал ездить на земли, принадлежащие врагам мусульман со свитками Корана, опасаясь, что он попадет в руки врагов”. аль-Бухари 2990, Муслим 1869. А что касается самого главного довода сторонников запрещения прикосновения к Корану, а это хадис: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого», то сторонники дозволенности сказали, что под словом «чистый» (тахир) может подразумеваться тот, кто является верующим, так как неверные нечисты. Также под этим словом может подразумеваться и тот, на чьем теле нет нечистоты, а также и тот, кто с малым или же с полным омовением. Имам аш-Шаукани писал: “Этот хадис указывает на то, что не дозволено прикасаться к Корану, кроме как будучи чистым. Однако слово «чистый» относится к верующему, и к тому, кто с малым или большим омовением, а также и к тому, на чьем теле нет нечистоты”. См. “Найлюль-аутар” 1/259. Поэтому разобрав это мнение подробно, имам аш-Шаукани пришел к выводу, что под словом «чистый» в хадисе подразумевается «мусульманин», ибо неверные являются нечистыми (наджас), как сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистотой» (ат-Тауба 9: 28). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не является нечистым». аль-Бухари 279, Муслим 371. Однако такое понимание этого хадиса не совсем верное, так как до имама аш-Шаукани такое понимание этому хадису не давал никто из имамов. Все, кто приводил этот хадис в сборниках из ранних имамов, приводили его под главой «О запрещении прикасаться к Корану без очищения». И некоторые подобные этому хадису также указывают на такое понимание. Например, хадис: «Пусть ни один не прикасается к Корану, кроме как будучи чистым!» аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” 1/432. Также и хадис: «Не прикасайся к Корану, только если ты не будешь чистым!» аль-Хаким 3/485. И такое же понимание слову «чистый» мы находим в сообщениях от сподвижников: Нафи’, слуга Ибн ‘Умара, рассказывал: “Ибн ‘Умар не прикасался к Корану, если только не был чистым (тахир)!” Ибн Аби Шайба 7506. Иснад достоверный. Таким образом, сводить смысл запрета в хадисе: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого» лишь к неверным, не правильно! Имам Исхакъ Ибн Рахауайх говорил: “Никто не должен читать Коран, держа его, кроме находящегося с омовением. И это не исходя из слов Всевышнего Аллаха: «К нему прикасаются только очищенные», а исходя из слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого»!” См. “ат-Тамхид” 6/18. Более того, мнение о том, что к Корану следует прикасаться только с очищением, принадлежит сподвижникам, как это приводилось от Са’д ибн Аби Уаккъаса и Сальмана аль-Фариси, и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников им в этом противоречил, что уже является достаточным доводом в пользу недозволенности прикосновения к Корану без очищения. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Имам Ахмад говорил: «Нет сомнения в том, что это («Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого») записано от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И это также мнение Сальмана аль-Фариси, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара и других. И неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников им в этом противоречил!»” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/266. Также и хафиз Ибн Раджаб сказал: “Основа в том, что запрещено без очищения трогать Коран, и неважно какое осквернение: большое, которое требует совершения гъусля или малое, которое требует малого омовения (уду). И это мнение большинства ученых, и это передается от ‘Али, Са’да, Ибн ‘Умара и Сальмана, и неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников им противоречил в этом! И также по этому поводу есть хадисы с непрерывным иснадом и в форме мурсаль. А противоречили этому положению захириты!” См. “Фатхуль-Бари” 1/404. 4. О прикосновении к обложке Корана, или прикосновение к Корану через какую либо преграду. А что касается вопроса: «Можно ли трогать или переносить Коран через обложку», то относительно этого также есть известное разногласие. Большинство ученых запрещали это, если обложка является частью Корана, к которой пришиты страницы. Однако если Коран скажем в отдельной сумке или специальной коробке, то нет проблем к нему прикасаться. См. “Фатауа Ибн Баз” 10/149. Однако среди саляфов были такие, кто дозволял трогать Коран через обложку, как например, Са’ид ибн Джубайр, Абу Уаиль, Хасан аль-Басри и ‘Ата. См. “аль-Мусаннаф” 2/361, Ибн Аби Шайбы. В «Аль-Мавсуа аль-Фикхийя» (38/7) говорится: «Большинство ханафитов, маликитов, ханбалитов и шафиитов считают, что человеку без омовения нельзя прикасаться к обложке мусхафа (если она прикреплена к нему), пустым полям, междустрочным интервалам и пустым страницам, поскольку все это является частью мусхафа и к ним применяется то же правило, что и к самому Корану. Некоторые ханафиты и шафииты считали это дозволенным». Если обложка отделена от мусхафа, например, чехол, в который его можно положить, то дозволено прикасаться к ней без омовения, даже если мусхаф находится внутри. Дозволено прикасаться к мусхафу через преграду, например, в перчатках или если он лежит в чехле и т.п. Сказано в «Кашшаф аль-Кына» (1/135): «Если человек находится в состоянии осквернения, то он может нести мусхаф в сумке или чехле, не прикасаясь к нему, потому что запрет относится именно к прикосновению. Нести – не значит прикасаться, и он может смотреть в него, переворачивать страницы концом рукава, тросточкой, кусочком ткани или дерева, потому что таким образом он не будет прикасаться к нему. По причине того, что у него есть преграда, он может прикасаться к мусхафу». 5. Можно ли прикасаться без омовения к книгам, в которых есть аяты Корана, как например тафсир Корана и другие религиозные книги? По мнению большинства ученых, дозволено прикасаться к книгам по тафсиру в состоянии большого или малого осквернения. Но есть ученые, которые уточняют, что это дозволено только в том случае, если текста тафсира больше, чем текста Корана. Другие ученые не ставят подобного условия. Сказано в «Аль-Мавсуа аль-Фикхийя» (13/97): «По мнению большинства ученых, если человек находится в состоянии большого или малого осквернения, то ему дозволено прикасаться к книгам по тафсиру, нести их и читать, даже если они содержат аяты Корана. Они сказали: «Это по причине того, что тафсир используется для изучения Корана, а не для чтения, поэтому к нему не применяются правила мусхафа». Шафииты считали это дозволенным только при условии, что текста тафсира больше, чем текста Корана; в этом случае это не будет считаться проявлением неуважения к Корану и не будут действовать правила, относящиеся к мусхафу (в котором только коранический текст). Ханафиты разошлись во мнениях относительно этого вопроса и сказали, что необходимо совершить омовение перед тем, как прикасаться к книгам по тафсиру». Конец цитаты. Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Разрешено прикасаться к книгам по тафсиру (без омовения), поскольку в них больше комментариев, чем текста Корана. Как доказательство приводится тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посылал неверующим письма с аятами Корана. Это указывает на то, что все зависит от того, какого текста больше. Но если объем текста тафсира и Корана одинаков, то это сочетание дозволенного и запретного, и одно не преобладает над другим. В этом случае следует придерживаться правил, относящихся к мусхафу. Но если текста тафсира больше, даже ненамного, то в этом случае действуют правила, относящиеся к тафсиру». См. «Аш-Шарх аль-Мумти», 1/267. В фатве аль Ладжна ад Даима (4/136) сказано: «Разрешается переводить смысл Корана на другой язык, так же как разрешается давать комментарий к его значению на арабском. Это считается как разъяснение смысла, которого переводчик понимает из Корана, но это нельзя назвать Кораном. Исходя из этого разрешается человеку у которого нет омовения трогать перевод смыслов Корана на языке отличном от арабского а также тафсир, написанный на арабском». Конец цитаты. В издании книги «ат-Тибйан фи адаб хамаляти-ль-Кур’ан» (автор: ан-Навави) написано: … Как говорится в «ат-тухфат» (1 / 151), нежелательно брать в руки тафсир Корана без омовения. Его не запрещается брать если текста Корана в нём будет ровно столько сколько и текста самого тафсира. Если же имеется сомнение относительно того, равны ли в нём по объёму тексты Корана и тафсира, или же тафсира в нём больше, то по мнению Ибн Хаджара, к нему всё равно разрешается прикасаться и разрешается держать его. Однако с этим не согласны ар-Рамали и аль-Хатыб. Ученый аль-Курди в «аль-хавашийу-ль-маданийа» пишет: «Я читал в «аль-фатава аль-Джамали-р-Рамали» (1/78), как ему задали вопрос относительно тафсира «аль-Джалалайн», равен ли он по объёму Корану, или же текста Корана в нём больше. Он ответил: “Один человек из Йемена подсчитал количество букв в Коране и в тафсире и обнаружил, что до такой-то суры их количество одинаковое, а в конце Корана тафсир оказался больше по количеству букв. Так стало известно, что разрешается держать этот тафсир без омовения”». На это же указывает автор «кашфу-з-заннун» (1 / 445), передавая со слов некоторых ученых из Забида: «Один из ученых Йемена сказал: “Я подсчитал буквы Корана и тафсира «аль-Джалалайн» и выявил, что до суры «аль-Музаммиль» их количество одинаковое, а с суры «аль-Муддасир» объем тафсира превышает объём Корана. Поэтому, разрешается брать этот тафсир без омовения». 6. О чтении Корана без омовения в электронном виде с экранов компьютеров, планшетов и смартфонов. Также можно ли с ними заходить в туалет. Шейха Салих аль Фаузана спросили: «Я стараюсь читать Коран и я обычно прихожу в мечеть рано утром и у меня один из этих новых телефонов, в которых записан Коран. Иногда я не нахожусь в состоянии чистоты, но я читаю с него, то, что могу. Необходима ли чистота для чтения с мобильного телефона?» Шейх ответил: «Это разновидность роскоши, которая появилась среди людей. Мусхаф – хвала Аллаху – доступен в мечетях в качественно напечатанных изданиях, и поэтому нет нужды читать с мобильных. Но если это произошло, то мы не считаем, что это подпадает под тоже правило что и Мусхафы. Мусхаф нельзя трогать, кроме как тем, кто в состоянии омовения, как сказано в хадисе: «Нельзя трогать Коран не очистившись. Что касается мобильника,то его нельзя назвать Мусхафом». Взято из сайта шейха: http://www.alfawzan.af.org.sa/ Шейха Абдуррахман ибн Насир аль-Баррака спросили: «Какое правило действует в отношении чтения Корана с мобильного телефона без омовения?» Он ответил: «Вся хвала Аллаху. Мир и благословения тому, после которого не будет Пророка. А затем: известно, что не является обязательным быть очищенным от малого и даже большого осквернения читая Коран по памяти; но совершая омовение перед чтением Корана даже по памяти лучше, потому что это Слово Аллаха и будет большим уважением читать его в состоянии омовения. Необходимо иметь омовение при чтении Корана для того чтобы касаться Мусхафа, потому что в известном хадисе сказано: „Нельзя трогать Коран не очистившись“. И об этом также сказано во многих сообщениях от Сахабов и Табиинов. Мнение большинства ученых в том, что запрещено в состоянии осквернения касаться Мусхафа, будь то для чтения или иной цели. Основываясь на этом, мобильные телефоны и подобные устройства, в которых может быть записан Коран не подпадают под тоже правило, что и Мусхаф, потому что буквы Корана в этих устройствах отличаются от букв Мусхафа. Они не существуют в той форме, в которой их читают, они существуют в форме волн, которые формируют буквы, когда это необходимо, и они появляются на экране, затем исчезают, когда переходишь к другому аяту. Основываясь на этом, можно касаться мобильных телефонов или кассет на которых записан Коран, и можно читать с них, даже если человек не находится в состоянии чистоты. И Аллаху известно лучше». Истчоник: сайт: «Noor al-Islam». Шейх Ибн Усеймин был спрошен относительно решения (хукма) того, чтобы входить в туалет с кассетой на которую записан Коран. Он ответил: "То что касается кассет в которых Коран или хадисы или лекции, то нет проблем заходить в туалет имея их при себе, так как они не написаны и невозможно их прочесть, в отличие от того что написано (буквами). И поэтому запрещено входить в туалет с мусхафом (книжным Кораном), кроме как при необходимости, как то боязнь того, что его украдут и тому подобные случаи. Что же касается того, о чём вы спрашиваете, то нет в этом проблем, так как они не написаны". Источник: Сильсиля лика бабуль-мафтух 70 А 18:08. Спросили шейха Мухаммада `Али Фаркуса (да хранит его Аллах): "В исламском обществе распространились новоизобретённые телефоны. Телефоны содержат в себе некоторые шари`атские приложения, с которых можно читать книги, содержащие слова Аллаха (мусхаф) полностью. Если читающий откроет эту книгу (мусхаф) с этого новоизобретённого телефона, имеет ли эта книга положение бумажного мусхафа, которая известна нам? И если их положение является одинаковым, то берёт ли читающий этот мусхаф такую же награду, как и читающий напечатанный мусхаф? Можно ли заходить с ним в туалет? И можно ли трогать его без омовения? И да воздаст Аллах вам благом!" Ответ: "Определение мусхафу можно дать по современной терминологии: Мусхаф – это вещественные средства, собравшие благородный Коран, в соответствии с порядком аятов и сур, относительно которого единогласно сошлась умма в период `Усмана ибн `Аффана (да будет доволен им Аллах). На основе это определения, становится ясно, что он охватывает все виды мусхафов. Будь он (мусхаф) старым, как известный бумажный вариант, содержащий написанные буквы и собравший Коран между двумя обложками; или же современным, как тот, что находится на электронных носителях, CD дисках, читающие разные форматы. Сюда же входят и шрифт «Брайля», выпуклые точки, читаемые с помощью иголок со специальных бумажных форматов. Этот вид мусхафа предназначен для незрячих. Но электронный вариант (мусхафа) обладает некоторыми качествами, описание которых отличается от бумажного в своём строении и буквах. И поэтому такой электронный мусхаф берёт положение бумажного мусхафа только тогда, когда аппарат будет в рабочем состоянии и сохранённые в памяти аяты будут отражены на экране. Если электронный вариант отображен в читаемом виде, то его чтение такое же, как и с бумажного варианта. Читающий заслуживает награду, упомянутую в хадисе ибн Мас`уда, который он возвел до пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Тот кто прочтет букву с книги Аллаха, то ему запишется награда. А награда воздается в десятикратном размере. Я не говорю "Алиф лям мим " - буква, однако алиф - буква, лям - буква, мим - буква". (сахих аль-Джами` 6469 и Сильсиля Сахиха 3327). Также хадис Абду-Ллах ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах) который он возвел до пророка: "Тот, кто рад знать, что он любит Аллаха и Его посланника, пусть читает мусхаф". (сильсиля сахиха 2346). И другие достоверные хадисы, указывающие на достоинство чтения Корана, и на частое его чтение. Со стороны запрета вхождения в туалет с электронным мусхафом без нужды и необходимости, то шариатское решение по этому поводу налагает недозволенность, в случае если аппарат находится в рабочем состоянии и аяты отображены на экране. Также этот запрет относится к его прикосновению, наложению и маранию нечистотами. Потому что неприкосновенность Корана сохраняется, пока аяты и суры отображены на экране. Однако вышеупомянутые положения запрета аннулируются, если электронный мусхаф выключен и его аяты не отображаются на экране. В выключенном состоянии он не считается мусхафом и не берет на себя положения бумажного мусхафа. С другой стороны, разрешено тому, у кого малое или большое осквернение, прикасаться к телефону или другим аппаратам, содержащих в себе программы электронного мусхафа, и рабочее или закрытое состояние аппарата не имеет значения. Это потому, что коранические буквы электронного мусхафа, показанные на экране, являются зашифрованными электронными последовательными частотами, имеющими связь так, что их отображение на экране может быть осуществлено только при помощи электронных программ. Исходя из этого, прикосновение к стеклу экрана не считается реальным прикосновением к электронному мусхафу, так как нельзя представить прямое прикосновение к тому, о чем говорилось выше, в отличие от бумажного мусхафа, т.к. прикосновение к его бумаге и буквам, считается настоящим и естественным прикосновением. В этой связи, тот, у кого было осквернение, не обязан очищаться для прикосновения к электронному мусхафу, кроме случая желательной предосторожности". http://ferkous.com/home/?q=fatwa-1173 Вопрос: Чтение Корана с компьютера. «Получит ли человек за чтение Корана с компьютера такую же награду, что и при чтении Корана в виде книги? Необходимо ли мне пребывать в состоянии малого омовения при этом виде чтения так же, как и при чтении Корана из книги?» Ответ: «Вся хвала Аллаху. Нет разницы между чтением Корана из напечатанной или электронной книги, или со страниц сайтов в Интернете, или с экрана сотового телефона. Так как процесс чтения заключается в движении губ при слежении за словами Всевышнего Аллаха, Корана, в виде написанного текста. И это происходит при чтении с электронных страниц. Человек при этом получает награду за чтение, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за доброе дело воздаётся десятикратно, и я не говорю, что „Алиф, Лям, Мим“ это одна буква, нет, „Алиф“ — буква, „Лям“ — буква и „Мим“ — буква» См. ат-Тирмизи, 2910; аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что хадис достоверен. В словаре даётся следующее определение: «Чтение книги — это прослеживание её слов взглядом и их произношение». См. «аль-Му‘джам аль-уасыт», 2/360. Шейх-уль-ислам Ибн Таймия сказал: «Если человек читает Корана ради Всевышнего Аллаха, то он получит награду в любом случае». См. аль-Фатауа аль-кубра, 2/419. Что же касается малого омовения, то пребывание в состоянии чистоты не является условием чтения. Пребывание в состоянии малого омовения является условием касания коранического свитка, так как Пророк, мир ему и благословение, сказал: «К Корану прикасаются только чистые». См. Имам Малик в «аль-Муватта», 468; аль-Албани в «Ируа аль-галиль» сказал, что хадис достоверен. И если человек читает Коран по памяти или из книги, но не касается её, то в этом нет ничего плохого. Согласно этому, нет ничего плохого в чтении Корана с экрана компьютера без малого омовения, так как при таком чтении не происходит касание Священного Корана. Это подобно чтению Корана, когда человек открывает его перед собой и читает, не касаясь. А Аллаху ведомо лучше. Вопрос шейху Аль-Фаузану: Лучше ли будет читать с мусхафа на телефоне, или с мусхафа бумажного, общеизвестного? Есть ли разница? Ответ: «Нет разницы между ними, все это - письменная фиксация Корана. И читать из мусхафа (обычного) предпочтительнее, поскольку он подготовлен именно для этого, и записанное в нем оформлено яснее. Читать с него предпочтительнее, чем с телефона. И чтение с телефона разрешено». Источник: http://www.alfawzan.af.org.sa/node/13639 7. Передача Корана на арабском неверному. Вопрос: "Один человек из числа христиан просит меня, чтобы я дал ему Коран, дозволяется ли это?". Ответ шейха Ибн База: «Нет, тебе запрещено отдавать ему Коран, но ты можешь прочитать ему его, и дать ему послушать его, а также призвать его к Аллаху и прямому пути. Сказал Всевышний: "Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди" (сура "Покаяние", аят 6). Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, "...запрещал ездить на земли принадлежащие врагам мусульман со свитками Корана боясь, что они заберут его". (передали Бухари, 2990; Муслим, 1869). Это указывает на то, что неверному нельзя передавать Коран, ведь есть вероятность того, что он осквернит его или небрежно отнесется к нему. Но ты должен обучить этого неверного и прочитать ему Коран, и направить его и попросить за него у Всевышнего. Если же он примет Ислам, то тогда ты можешь смело передать ему Коран. Также нет проблем, если ты передашь неверному книги толкования Корана (тафсир) или книги хадисов, с надеждой, что он получит от них пользу. Также разрешается передать ему смысловой перевод Священного Корана». Источник: "Сборник Фетв", 6/372-373. В «Энциклопедии по фикху» сказано: «Касание Корана, переписывание и изготовление его неверующим человеком. Неверующему запрещено касаться Корана, как запрещено это и мусульманину в состоянии большого осквернения. Но неверующему запрещено это в первую очередь, на него распространяется абсолютный запрет. Касаться ему Корана запрещено как после совершения полного омовения, так и без него. В „Аль-фатауа аль-хиндийа“ сказано, что Абу Ханифа утверждал, что если неверующий совершил полное омовение, то – можно. А в „Аль-Бахр“ приводится слова о том, что Абу Ханифа, и Абу Йусуф считали этот запрет абсолютным. Неверующему запрещено работать в издании Корана. Среди ученых, высказавшихся по этому поводу, есть и аль-Кульйуби: „Неверующему необходимо запретить делать обложку для Корана и украшать его золотом“» Источник: Аль-маусу‘а аль-фикхийа. Т. 38. С. 19. 8. Перевод Корана на другие языки и прикосновение к нему неверующих. Вопрос: Можно ли переводить Коран на другие языки, например, французский, чтобы его читали неверующие, в то время как Всевышний Аллах говорит: «Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные» (Падающее 56:77-79)? И в названии этой Книги написано: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах объемлет всякую вещь. Они просят тебя вынести решение относительно женщин. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно них…» (Женщины 4:126-127). Ответ: Хвала Аллаху Никакой перевод не может сравниться с точностью выражений Корана, высотой его стиля и красотой композиции. В переводе невозможно отразить удивительную природу Корана, в полной мере пояснить заложенные в нем положения, принципы, нормы и уроки, а также передать первичные и вторичные смыслы, которые можно вывести из него. Это отличительные черты Корана, проистекающие из совершенства его стилистики и красноречия. Человек, пытающийся перевести его, подобен тому, кто хочет подняться в небо без всяких устройств и аппаратов, или тому, кто хочет взлететь в воздух без крыльев и других приспособлений. Ученые могут выразить на других языках то, что они поняли из смыслов Корана, чтобы объяснить носителям этих языков те наставления, положения и уроки, которые они извлекли из него. Текст на любом языке, кроме арабского, нельзя считать Кораном, и он не достигает статуса Корана во всех отношениях. Скорее его можно назвать толкованием Корана, которое помогает приблизительно понять смыслы, уроки и положения, содержащиеся в нем. Но это нельзя назвать Кораном. Поэтому неверующим можно прикасаться к смысловым переводам Корана на иностранных языках, а также к комментариям Корана (тафсирам) на арабском. Постоянный Комитет по фетвам. Islam Q&A фатвы № 1690 Вопрос: "У меня есть смысловой перевод Корана на английском языке, дозволяется ли неверному прикасаться к нему?" Ответ шейх Ибн База: "Нет ничего запретного в том, чтобы неверный прикасался к смысловому переводу Корана на английском или других языках, так как перевод Корана - это толкование его смыслов, и если к нему прикоснулся неверный или мусульманин без малого омовения, то в этом нет ничего запретного. Это так же касается книг по хадисам, фикху (шариатского права) и книг арабского языка,а Аллаху об этом известно лучше". Источник: "журнал Исламских иследований", выпуск №44, стр. 115. Вопрос: Можно ли не мусульманам, в отличие от мусульман, читать мусхаф, прикасаясь к нему, без омовения? Ответ шейха Ибн Джибрина: «Хвала Аллаху К Священному Корану можно прикасаться только очищенным, потому что Всевышний говорит: «Воистину, многобожники являются нечистыми» (Покаяние 9:28). Поэтому неверующим, будь то христиане, иудеи, буддисты, индуисты и т.п., нельзя прикасаться к мусхафу. Но они могут слушать Коран по радио, телевидению или кассетам, а также читать смысловые переводы Корана на иностранных языках». Источник: Islam Q&A фатвы № 12225. Заключение. Исходя из всего изложенного, следует, что дозволено читать Коран без малого омовения, в чем нет разногласий среди ученых. Что касается чтения Корана без полного омовения, то относительно этого вопроса есть разногласие, как об этом упоминалось, однако правильным мнением является то, что нет на это также явных запретов. Что же касается прикосновения к Корану без малого или же большого омовения, то это недозволенно исходя из достоверного хадиса: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого», и мнения сподвижников, которым не противоречил никто из других сподвижников! Нельзя прикасаться к обложке арабского Корана, если она в одном переплете с Кораном, можно через преграду (как перчатки) прикасаться к Корану и перелистывать страницы Корана с помощью палочки и читать от туда. Можно прикасаться без омовения к тафсиру Корана и религиозным книгам, в которых аяты Корана на арабском, если в этих книгах букв Корана меньше чем толкования Корана. Дозволено читать и прикасаться к планшетам, телефонам, компьютеру на которых открыт Коран на арабском языке. Не дозволено заходить в туалет когда на этих устройствах открыт Коран, но когда Коран закрыт можно заходить с этими устройствами в туалет. Не дозволено неверным давать Коран на арабском яыке. Дозволено неверным давать трогать перевод Корана и другие религиозные книги в которые не являются Кораном. И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Библиотека Ислама  от а до я

Библиотека Ислама от а до я

ЛентаТемы 11 033Видео 1 962Музыка 11Участники 14 070
  • Подарки
Левая колонка
Всё 11 033
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться