Предыдущая публикация
Библиотека Ислама  от а до я

Библиотека Ислама от а до я

вчера 14:00

Что может мне помешать обтереть их (носки в малом омовении), если я видел, как посланник Аллаха ﷺ обтирал (свои)?

Сунан абу Дауда, хадис №: 154
154 - عَنْ أَبِى زُرْعَةَ بْنِ عَمْرِو بْنِ جَرِيرٍ أَنَّ جَرِيرًا بَالَ ثُمَّ تَوَضَّأَ فَمَسَحَ عَلَى الْخُفَّيْنِ وَقَالَ مَا يَمْنَعُنِى أَنْ أَمْسَحَ وَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – يَمْسَحُ قَالُوا إِنَّمَا كَانَ ذَلِكَ قَبْلَ نُزُولِ الْمَائِدَةِ. قَالَ مَا أَسْلَمْتُ إِلاَّ بَعْدَ نُزُولِ الْمَائِدَةِ. قال الشيخ الألباني: حسن
154 – Передают со слов Абу Зур’и ибн ‘Амра ибн Джарира [1] о том, что однажды Джарир [2] (ибн ‘АбдуЛлах) справил малую нужду, а затем совершил омовение и обтер кожаные носки /хуффайн/, и сказал: «Что может мне помешать обтереть их, если я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал (свои)».
Люди сказали ему: «Ведь это же было разрешено до ниспослания (аята из суры) “аль-Маида”» [3]. Он сказал: «Я принял ислам только после ниспослания (этого аята из суры) “аль-Маида” [4]».
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис/хасан/» [См. «Ирвауль-гъалиль» 99.].
Этот хадис является хорошим из-за поддерживающих его других (хадисов). Все его передатчики являются заслуживающими доверия, кроме Букайра ибн ‘Амира, относительно которого есть разногласия. Аль-Ажурри передал от Абу Дауда, который сказал: «Его хадисы не оставляются». Ибн ‘Ади сказал: «Он не передавал много риваятов, их мало. Но я не нашёл от него отвергаемых текстов, и он из тех, чьи хадисы записываются». Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хузайма, а также аль-Хаким, с которым согласился аз-Захаби. Аз-Зайля’и (1/162) сказал: «С этим иснадом и текстом его передал в своём «Сахихе» Ибн Хузайма. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/265.
Также этот хадис передали Ахмад 4/358, 361 и 364, аль-Бухари 387, Муслим 272, Абу ‘Авана 1/254-255, ат-Тирмизи 93, ан-Насаи 1/81, Ибн Маджах 543, аль-Хаким 1/169-270. У него есть другой путь передачи, который передали ад-Даракъутни (71) и аль-Байхакъи 1/273–274.
Примечания к хадису:
[1] Абу Зур’а ибн ‘Амр ибн Джарир ибн ‘АбдуЛлах аль-Баджали. Куфиец, из числа заслуживающих доверия таби’инов и ученых. Говорят, что он видел ‘Али. Он передавал хадисы со слов своего деда, Абу Хурайры, ‘АбдуЛлаха ибн ‘Амра, Хараши ибн аль-Хурра и др. Он был надежным, благородным, честным, с большими познаниями, и приезжал в делегации со своим дедом к Му’авии.
См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 9/4.
[2] Джарир ибн ‘АбдуЛлах ибн Джабир Сулейль ибн Малик ибн Наср аль-Баджали, Абу ‘Амр. Он был сподвижником пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Джарир ибн ‘АбдуЛлах, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Не избавишь ли ты меня от Зуль-Халясы?” Так назывался дом (, где было капище идолов, находившееся на землях племени) хас‘ам и именовавшееся (также) йеменской Каабой, и я отправился (туда с отрядом из) ста пятидесяти отличных всадников из племени ахмас. Что же касается меня, то я не мог хорошо держаться на коне, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ударил меня по груди (так сильно, что) я увидел следы его пальцев, и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по правильному пути!”»
После этого Джарир отправился к (этому капищу), которое он разрушил и сжёг, а потом послал к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (гонца с сообщением об этом).
Гонец Джарира сказал: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я пришёл к тебе только после того, как (это капище) уподобилось изнурённому (или: чесоточному) верблюду!»
Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал: «И после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пять раз призвал благословение на конницу и пехоту ахмаситов».
Этот хадис передал аль-Бухари 3020.
Аль-Бухари передал с его слов один хадис, Муслим шесть, а от него передавали хадисы его сын Ибрахим, Анас, Зайд ибн Вахб, аш-Ша’би.
Сам Джарир говорил: «С тех пор, как я принял ислам, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречал меня только улыбаясь».
Джарир принимал участие в завоевании Мадаина. Также Джарира называли Юсуфом этой уммы. Скончался он в 51 или 54 году хиджры.
[3] Имеется в виду следующий аят: «O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток». Сура «аль-Маида», 5: 6. Прим. пер.
[4] Имеется в виду, что он принял Ислам незадолго до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобная реакция товарищей Джарира, да будет доволен им Аллах, объяснялась тем, что его слова разрешили возникший между ними спор. Одни считали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протирал руками кожаные носки только до ниспослания суры “Трапеза”, другие возражали, но поскольку Джарир принял Ислам после её ниспослания, спор был решён в пользу последних.
См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», стр. 117.
Комментарий:
Люди хотели сказать, что протирание обуви было разрешённым, а потом Всевышний отменил его, сказав в суре «Трапеза»: «и (мойте) ваши ноги до щиколоток». Однако Джарир возразил им, сказав: «Но ведь я принял ислам не иначе как после ниспослания суры “Трапеза”!» Он хотел сказать, что он стал сподвижником Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и начал общаться с ним лишь после того, как принял ислам, то есть после ниспослания упомянутой суры.
Получается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протирал обувь уже после ниспослания суры «Трапеза». А это означает, что разрешение протирать обувь не было отменено после ниспослания аята о необходимости мыть ноги при совершении омовения. Это сообщение подтверждает, что сподвижники считали возможной отмену Кораном постановления, утверждённого в Сунне.
Некоторые шииты передают, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Разрешение протирать обувь действовало до ниспослания суры “Трапеза”». А потом на него был наложен запрет, то есть первоначальное разрешение было отменено. Однако это сообщение от ‘Али, да будет доволен им Аллах, недостоверно.
В то же время известны слова ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Если бы религия измерялась мнением, то было бы разумнее протирать подошву хуффа, а не его поверхность. Однако я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протирал поверхность хуффов».
Абу Дауд приводит похожий хадис от ‘Али, да будет доволен им Аллах.

Что может мне помешать обтереть их (носки в малом омовении), если я видел, как посланник Аллаха ﷺ обтирал (свои)? - 5372620503624

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Библиотека Ислама  от а до я

Библиотека Ислама от а до я

ЛентаТемы 11 036Видео 1 962Музыка 11Участники 14 070
  • Подарки
Левая колонка
Всё 11 036
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться