Пишет имам Аль-Лялякаи:
628. Передают со слов Абу Хурайры (رضي الله عنه), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Некогда) Рай и Ад стали препираться друг с другом, и ад сказал: “Меня выбрали (как место) для высокомерных и несправедливых, что же касается рая, то он спросил: “А почему же в меня не войдёт никто, кроме слабых и незаметных?”. И тогда Всеблагой и Всевышний Аллах сказал раю: “Ты — милость Моя, которую Я стану оказывать, кому пожелаю из рабов Моих”.
Аду же Он сказал: “А ты — не что иное, как (средство) Моего наказания, которому Я стану подвергать, кого пожелаю из рабов Моих”.
И будут наполнены (рай и ад до краёв); что касается ада, то не наполнится он, пока (Аллах) не наступит (на него) Своей Стопой, и тогда он скажет: “Довольно, довольно, довольно!” — и будет он полон, а края его сойдутся, и при этом Всемогущий и Великий Аллах не обидит никого из Своих созданий. Что же касается рая, то поистине Всемогущий и Великий Аллах создаст (новое) творение (, чтобы заполнить его)». Этот хадис передал Муслим со слов Айюба.
(Этот хадис достоверный. Его передали автор данной книги (1927); Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (7476) и Муслим (2186). Также его передал аль-Бухари (7449).
«Пока Он (Аллах) не наступит на него Своей Стопой»
По этому поводу шейхуль-ислям Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, писал: «Муаттылиты (отрицающие атрибуты) неверно поняли этот хадис, истолковав его слова «Своей Стопой» в значении «бросит неких созданий», которые, по Его знанию, из обитателей Ада. Они даже сопоставили пророческие слова «Нога» с выражением «лапка (риджль) кузнечика». Но это ошибочно по следующим причинам:
1) пророк ﷺ сказал: «…пока Он не наступит», а не «пока бросит», как сообщается: «Людей станут бросать в Огонь».
2) Именно такой смысл очевиден из пророческих слов «Своей Стопой», как на это указывает местоимение.
3) Если те, кто последним попадёт в Огонь, из числа творений, которые получат самые наименьшие мучения, тогда зачем Ад сожмётся и наполнится, ведь это произойдёт по очень серьёзному случаю?! Если же они — из числа главных преступников, то окажутся в самой низшей ступени Ада, и первыми подвергнутся мучениям, а не последними.
4) «Края его сойдутся» — они сдавят всех обитателей, значит, такое стеснение будет не потому, что в него бросят кого-то.
5) Вначале «людей станут непрерывно бросать в Геенну», а она беспрестанно будет повторять: «Нет ли ещё?». Так продолжится до тех пор, пока Аллах не поставит на неё Свою Стопу. То есть, бросание закончится тем, что Господь поставит Свою Стопу, и края её сойдутся. Поэтому это событие значимей, нежели предыдущее.
Получается, по мнению муаттылитов, «Стопа» не имеет смысла, поскольку и то и другое бросание в Огонь созданий одинаково.
Вопрос: мумассилиты (уподобляющие Аллаха творениям) и другие еретики ошибочно думают, исходя из данного хадиса, что «Стопа Господа» войдёт в Геенну. Такая ложная мысль возникла и у некоторых муаттылитов, которые возражают тем, кто верит в явный смысл этих текстов: «Как может часть Господа войти в Огонь?! Всевышний Аллах говорит: “Если бы они были богами, то не вошли бы туда” (21:99)».
Эту ложь и клевету из невежества возводят на последователей Сунны. Ведь в хадисе сообщается: «…пока Господь могущества не поставит на Геенну…, и её края сойдутся. И тогда она воскликнет: «Довольно, довольно, клянусь Твоим величием!».
Таким образом, Геенна сожмёт всех, кто в ней, и тем самым наполнится ими. Он также поклялся, что заполнит её джиннами и людьми — всеми вместе. Так разве может она наполниться кем-то другим?
Имеется в виду, что на ней будет находиться Стопа Всевышнего Господа, и по этой причине она сузится и сожмётся со всеми её обитателями. К примеру, человек прыгает на какой-то поверхности (давит на неё), и она приходит в движение: порой, когда он топает ногой по горной поверхности, из неё начинает бить ключ, как сказал Всевышний: «Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питья» (38:42), или кладёт руку на больного, и он выздоравливает, либо – на разгневанного, и он успокаивается». См. «Джами‘ аль-масаиль, (3/239–241).).
Из книги имама Абу-ль-Касима аль-Лялякаи: «Разъяснение основ вероубеждения последователей сунны и единой мусульманской общины из Корана, Сунны и консенсуса сподвижников и последователей.»
Имам аль-Лялякаи привел это под главой:
«Аяты и хадисы о том, что «Лик», «два Глаза» и «две Руки» являются атрибутами Аллаха»


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев