Сунан абу Дауда, хадис №: 151–152
151 – عَنِ الشَّعْبِىِّ قَالَ سَمِعْتُ عُرْوَةَ بْنَ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ يَذْكُرُ عَنْ أَبِيهِ قَالَ كُنَّا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم – فِى رَكْبِهِ وَمَعِى إِدَاوَةٌ فَخَرَجَ لِحَاجَتِهِ ثُمَّ أَقْبَلَ فَتَلَقَّيْتُهُ بِالإِدَاوَةِ فَأَفْرَغْتُ عَلَيْهِ فَغَسَلَ كَفَّيْهِ وَوَجْهَهُ ثُمَّ أَرَادَ أَنْ يُخْرِجَ ذِرَاعَيْهِ وَعَلَيْهِ جُبَّةٌ مِنْ صُوفٍ مِنْ جِبَابِ الرُّومِ ضَيِّقَةُ الْكُمَّيْنِ فَضَاقَتْ فَادَّرَعَهُمَا ادِّرَاعًا ثُمَّ أَهْوَيْتُ إِلَى الْخُفَّيْنِ لأَنْزِعَهُمَا فَقَالَ لِى « دَعِ الْخُفَّيْنِ فَإِنِّى أَدْخَلْتُ الْقَدَمَيْنِ الْخُفَّيْنِ وَهُمَا طَاهِرَتَانِ ». فَمَسَحَ عَلَيْهِمَا. قَالَ أَبِى قَالَ الشَّعْبِىُّ شَهِدَ لِى عُرْوَةُ عَلَى أَبِيهِ وَشَهِدَ أَبُوهُ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم . قال الشيخ الألباني: صحيح
151 - Сообщается, что аш-Ша’би сказал: «Я слышал, как ‘Урва ибн аль-Мугъира ибн Шу’ба рассказывал о том, что его отец сказал: “Мы находились в караване [1] посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и у меня с собой был сосуд из кожи. Он вышел справить нужду, а когда он вернулся, я встретил его с сосудом (с водой) и начал наливать ему воду. Он помыл кисти рук и лицо, и затем захотел вынуть свои руки, а одет он был в византийскую джуббу (Род плотной одежды.) из шерсти, у которой были узкие рукава, и он вытащил свои руки из-под джуббы. Затем я протянул руки, чтобы снять с него кожаные носки /хуффайн/, но он сказал мне: “Оставь их поистине я надел их на чистые ноги” (То есть я надел их после того, как совершил малое омовение), и он (просто) обтер их».
[Также этот хадис передали Ахмад 4/255, аль-Бухари 206, Муслим 274, ‘Абу Авана 1/256, ан-Насаи 79, Ибн Маджах 545.]
(‘Иса ибн Юнус [Один из передатчиков этого хадиса] сказал:) «Мой отец [Юнус ибн Абу Исхак] сказал: “Аш-Ша’би сказал: “(Об этом) засвидетельствовал мне ‘Урва (ибн аль-Мугъира) сославшись на своего отца, а его отец – на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/» [См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 138.].
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима, которые передали его, а также Абу ‘Авана, в своих «Сахихах». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/259.
Примечание к хадису:
1 «Ракб» — караван, кавалькада, и т. п. Аль-Джаухари сказал, что «ракб» — это группа, состоящая из десяти и более верблюдов в пути, исключая других животных. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
152 - وَعَنْ زُرَارَةَ بْنِ أَوْفَى أَنَّ الْمُغِيرَةَ بْنَ شُعْبَةَ قَالَ تَخَلَّفَ رَسُولُ اللَّهِ – صلى الله عليه وسلم- فَذَكَرَ هَذِهِ الْقِصَّةَ. قَالَ فَأَتَيْنَا النَّاسَ وَعَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عَوْفٍ يُصَلِّى بِهِمُ الصُّبْحَ فَلَمَّا رَأَى النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم – أَرَادَ أَنْ يَتَأَخَّرَ فَأَوْمَأَ إِلَيْهِ أَنْ يَمْضِىَ – قَالَ – فَصَلَّيْتُ أَنَا وَالنَّبِىُّ – صلى الله عليه وسلم – خَلْفَهُ رَكْعَةً فَلَمَّا سَلَّمَ قَامَ النَّبِىُّ – صلى الله عليه وسلم – فَصَلَّى الرَّكْعَةَ الَّتِى سُبِقَ بِهَا وَلَمْ يَزِدْ عَلَيْهَا شَيْئًا. قَالَ أَبُو دَاوُدَ أَبُو سَعِيدٍ الْخُدْرِىُّ وَابْنُ الزُّبَيْرِ وَابْنُ عُمَرَ يَقُولُونَ مَنْ أَدْرَكَ الْفَرْدَ مِنَ الصَّلاَةِ عَلَيْهِ سَجْدَتَا السَّهْوِ. قال الشيخ الألباني: صحيح
152 - Передают со слов Зурары ибн Ауфа о том, что аль-Мугъира ибн Шу’ба сказал: «Однажды (во время поездки) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отстал (от людей)», и далее он привел этот рассказ. (Аль-Мугъира ибн Шу’ба) сказал:
«И когда мы пришли к людям, то нашли их совершающими утреннюю молитву во главе с ‘Абду-р-Рахманом ибн ‘Ауфом. Когда тот увидел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он захотел отойти назад, но (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сделал ему знак продолжить (молитву)».
(Аль-Мугъира ибн Шу’ба) сказал: «И мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, совершили один рак’ат молитвы за ним, и когда он произнес слова приветствия, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал и совершил пропущенный рак’ат не добавив к этому ничего»
(То есть он не совершал два земных поклона, которые совершаются во искупление оплошности (суджуд ас-сахв) [«‘Аун аль-Ма’буд ‘аля шарх Сунан Аби Дауд»].)
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/» [См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 140.]. Его иснад является достоверным, передатчики его – от которых передавали хадисы аль-Бухари и Муслим. Достоверность этого хадиса подтвердил также аш-Шаукани. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/261.
Абу Дауд сказал: «Абу Са’ид аль-Худри, Ибн Зубайр и Ибн ‘Умар говорят, что тому, кто застает обязательную молитву/фард/, следует совершить поклоны для невнимательных/саджда ас-сахв/». Шейх аль-Албани сказал: «Я не нахожу их иснады.
В «‘Аун аль-Ма’буд» сказано: «Я не знаю кто передал их с непрерывными цепочками».
Аль-Байхакъи после того, как привёл их сказал: «Хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, более заслуживает, чтобы за ним следовать». И это ясное указание на то, что он не добавлял к рак’ату ничего.
Ибн Рислян сказал: «Это же сказали большинство учёных. И это подтверждает его, да благословит его Аллах и приветствует, слова: “А то, что вы пропустите (из молитвы) – дополняйте”. В другом риваяте сказано: “… восполняйте”, и он не велел совершать поклоны для невнимательных».
См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/261–262.
Комментарий:
Слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «Оставь хуффы, ибо я надел их на чистые ноги» указывают на то, что обувь (носки) можно протирать лишь в том случае, когда она была надета на чистые ноги, то есть после их мытья во время совершения омовения.
Если человек вымыл одну ногу, потом надел на неё обувь, а потом вымыл вторую и тоже надел на неё обувь, он не имеет права протирать её.
Ведь в хадисе упомянуто, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надел обувь на уже вымытые ноги, то есть он сначала вымыл обе ноги, а потом уже надел обувь, дав понять, что это необходимое условие для того, чтобы протирание кожаных носков стало дозволенным. А если отсутствует необходимое условие, то и постановление, связанное с ним, не действует.
Такого мнения придерживались Малик, Ахмад, аш-Шафи‘и и Исхак.
Из хадиса также можно понять, что при совершении омовения разрешается пользоваться помощью слуги или другого человека.
ХУКМ НАЛИВАНИЯ ВОДЫ ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРИ СОВЕРШЕНИИ ОМОВЕНИЯ https://vk.com/taxarat?w=wall-56879226_1563


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев