Тогда же царь Пётр, в третий и последний раз посетил Двину.
С этой историй связана еще одна легенда Осип Баженин с большим нетерпением ждал приезда царя. Не дождавшись Петра в Вавчуге он выехал к царю навстречу. Ехал быстро – насколько сильно было в нем желание поскорее лицезреть Петра и насколько быстро могли везти ямщики, хорошо знавшие, что Баженин друг царя. На одной из станций Баженину показалось, что ямщик медленно впрягает лошадей и тем самым намеренно задерживает момент встречи его с Петром. Баженин вспылил и ударил ямщика в ухо, но попал в висок, и так сильно, что ямщик тут же на месте упал и умер.
Между тем приехал царь Пётр. С Бажениным он отправился в Холмогоры и в Вавчугу. В Вавчуге сам спустил на воду два новых фрегата, пировал. Съездил в Архангельск и поехал назад в Петербург. Баженин его везде провожал.
Народное предание говорит про эти события следующее: «В той деревне, где Баженин убил ямщика, мужики собрались пожаловаться царю, что зазнался-де Осип Баженин и никакого суда на него не найдешь. Прямо сказать мужички не смели, а придумали сделать это дело так, что, когда царь вышел из избы к повозке – мужики стали промеж себя перешептываться, потом громче и громче переговариваться:
– Баженин мужика убил. Мужика убил Баженин!»
Услышал Пётр и улыбнулся. Остановился на одном месте, да и опросил весь народ громким голосом:
– Ну так что ж из того, что Баженин мужика убил?
У мужиков и ноги к земле и язык к гортани прилипли, стоят и слушают:
– Это ничего, что Баженин мужика убил. Больно бы худо было, кабы мужик убил Баженина.
У мужиков и ушки на макушке. Царь продолжал:
– Вас, мужиков, у меня много. Вот там под Москвой, за Москвой еще больше, да на Казань народ потянулся, к Петербургу подошел: много у меня мужиков. Вот вас одних сколько собралось из одной деревни. Много у меня вас, мужиков, а Баженин – один.
С тем царь и уехал».
В это же посещение Ванчуги царь подарил Баженину медальон из кизила со своим портретом, вырезанным собственными руками. Медальон этот с царскими грамотами хранился у Осипа Баженина и демонстрировался гостям при каждом удобном случае.
Впоследствии на вавчугской верфи строили двухпалубные трёхмачтовые суда. Многие из них сооружались по заказам иностранных коммерсантов. Всего на Вавчугской верфи было построено сто двадцать торговых и промысловых судов.
У Осипа Баженова детей не было, поэтому после его смерти продолжать начатое им дело было некому. Тем не менее до конца своей жизни он не переставал пользоваться в округе всеобщим почетом и уважением, хотя скорее вынужденным и лицемерным, чем заслуженным.
Предание гласит, что какой-то Кочнев, бывший у Баженина приказчиком, будто бы злонамеренно вел дела своих доверителей, обворовывал их и впоследствии сам строил корабли и крупные суда на наворованные деньги.
Впоследствии, когда беломорская торговля упала, и были уничтожены все привилегии, какими пользовались Баженины, дела их пришли в упадок, а Вавчугская верфь потеряла свою нравственную силу и значение.
Последняя партия судов была построена в тысяча семьсот восемьдесят третьем году, после чего верфь была закрыта.
Конечно за прошедшие два с половиной столетия от верфи практически ничего не сохранилось. От гидротехнических и промышленных сооружений остались лишь фрагменты земляной плотины да место на озере, где когда-то зарождался российский торговый флот.
Достоверно известно, что царь трижды бывал в Вавчуге. Во время своих приездов он беседовал с братьями «с очи на очи». О чем шли беседы, неизвестно, но после получения жалованной грамоты на строительство торговых судов положение Бажениных можно сравнить разве что с положением знаменитых Строгановых или Демидовых.
Грамота разрешала им не только строительство и вооружение кораблей и беспошлинный ввоз материалов, но и бесконтрольный свободный наем работников.
Любопытно, что грамота запрещала избирать Бажениных на выборные должности, дабы не отвлекать их от основного государева дела – строительства торговых судов.
На Вавчугском озере есть ещё одна достопримечательность – маленький искусственный островок Сахарная Головка.
Нет комментариев