Лишь позднее подполковнику Жемчужникову доложат данные, полученные от жителей Икана: что общая численность войск Муллы-Алимкула, стянутых на 5 декабря к окрестностям Икана составила около 20 тысяч.
Утром вражеский обстрел
( у Алимкула было 3 орудия и около 10 фальконетов) усилился. И если ночью среди казаков было только четыре контуженных, то к полудню пятого декабря несколько человек погибли от картечи и пуль.
Несмотря на то, что ночное нападение войск Алимкула, окруживших сотню Серова было неожиданным и стремительным, есаул успел выслать почтаря в Туркестан с известием о том, что сотня приняла бой с превосходящими силами противника. Только потом выяснилось, что посыльный не добрался до гарнизона. Опытный есаул Серов не стал посылать второго почтаря, исходя из того, что сильный звук ночной канонады должен был быть слышен в городе, и подполковник Жемчужников уже наверняка принял меры к тому, чтобы выручить казаков из окружения.
Между тем в самом Туркестане еще ночью услышали звуки отдаленной ружейной стрельбы и огонь артиллерии. Вскоре прискакали посланные гонцы, которые доложили обстановку.
Комендант подполковник Жемчужников распорядился отправить 150 воинов в помощь при двух пушках. При этом приказал отобрать лучших стрелков. Командовать отрядом было поручено подпоручику П.Л.Сукорко.
Но после выхода отряда из Туркестана, Жемчужников стал сомневаться в правильности решения -
Может, зря поторопился с помощью? А, вдруг, отряд Серова уже разбит и противник всей силой ударит по крепости? А сил осталось - всего 300 солдат. Что делать-то?
Все ворота в город были закрыты, выставлены дополнительные караулы. К подпоручику Сукорко был отправлен гонец с запиской от Жемчужникова -
"... П.Л., ежели увидите огромные силы, то, не выручая сотни, возвращайтесь назад, дабы дать средства здешнему гарнизону ..."
Увы, с подмогой сотни есаула Серова ничего не вышло. Получив записку от Жемчужникова, подпоручик Сукорко первоначально продолжил свой путь. Но его отряд еще издали обнаружили кокандцы. Понимая, что если к окруженным русским подойдет подмога, справиться с ними будет невероятно сложно. Тогда казахский султан Садык пошел на хитрость. Конница Садыка выскочила навстречу колонне русских, многочисленными выстрелами вверх на ходу обошла их и двинулась в сторону Туркестана. По указанию Алимкула, около тысячи верховых следом сразу же повторили маневр Садыка.
Тогда Сукорко и вспомнил о записке Жемчужникова, решив, что противник двинулся на Туркестан. Он дал команду спешно возвращаться обратно.
Вечером 5 декабря Мулла Алимкул прислал Серову записку :
"Сдайся и прими нашу веру: никого не обижу!"
Предателей не нашлось.
Нет комментариев