Город Асбест. Пожарная часть в районе Южного рудника
На снимке: Автонасос на базе шасси АМО-Ф-15 производства Миусского завода пожарных машин.
Дата снимка предположительно после 1937 года.
Фото из личного архива Николая Старкова
Что представлял собой первый советский пожарный автомобиль? Это был автонасос, т.е. грузовик, оснащенный производительным насосом для подачи воды в очаг пожара. В задней части рамы автомобиля располагался коловратный насос производительностью 20 л/с, с приводом валом отбора мощности от основного двигателя. По обе стороны насоса устанавливались катушки с рукавами. Боевой расчет рассаживался спиной друг к другу на двух угловых скамьях, под которыми в ящиках хранилось специальное оборудование. Над головами расчета на опорах укладывались раздвижная трехколенная лестница, лестницы-штурмовки и багры. На крыльях и подножках закреплялись всасывающие рукава. На снимке очень хорошо видно. Слева на подножке устанавливалась раздаточная колонка. На заднем свесе кузова закреплялась съемная колесная катушка с намотанными на нее противопожарными рукавами. Сигнал подавался колоколом, подвешенным на кронштейне со стороны командира расчета (водитель в АМО-Ф-15 располагался справа). На тогдашнем профессиональном языке такого рода автомобиль назывался «под-Стволовым».
В основном пожарные автообозы, как называли группу машин, выезжавших по тревоге, до революции закупали за границей. А первые пожарные автомобили в нашей стране стали выпускать на Ленинградском заводе «Промет» в 1926 году. Этот завод взял на себя задачу освоения серийного выпуска специализированных противопожарных автомобилей на единственном в тот момент отечественном шасси – АМО-Ф-15. Завод входил в трест «Тремасс», что при всеобщем тогдашнем увлечении словесными конструкциями обозначало «Трест заводов массового производства». Одновременно это означало, что ни на чем конкретном завод не специализировался. Да и вообще, это предприятие неоднократно меняло профиль и ведомственную принадлежность, постепенно перестав выпускать пожарные автонасосы.
Аналогичный автомобиль был освоен ещё и на Миусском заводе противопожарного оборудования в Москве, которому посчастливилось не менять специализацию до 1960-х годов. Также в небольших количествах выпускал пожарные машины и сам АМО.
В нашем городе, поводом для создания собственной пожарной команды, стал грандиозный пожар, уничтоживший 11 мая 1929 года новую фабрику №2. И уже летом того же года трестом «Ураласбокомбинат» была сформирована первая в городе пожарная часть, началось строительство пожарного депо в районе Южного рудника. Вооружение пожарного расчета тех лет состояло из гидропуль-костыля, гидропуль-ведра, бочки, багра и лопаты. Обычно на пожар выезжало три подводы, на каждой из них ехали 2-3 человека. В 1937 году в Асбест прибыли первые пожарные автомобили АМО-Ф-15 (на снимке) и ЗИС-11. Они не имели цистерн, но зато они были снабжены насосами, позволявшими качать воду из водоемов. На каждой машине выезжал расчет, состоящий их четырех бойцов и связного. К 1939 году в Асбестовской пожарной охране насчитывалось более ста человек, большинство из них относилось к младшему обслуживающему персоналу. Возглавлял в те годы Управление пожарной охраны треста «Союзасбест» Роман Федорович Ошурков.
По материалам книги "Мой город и судьба", "Противопожарная служба".
Об истории создания первых пожарных автомобилей в СССР можно почитать в журнале "За рулём": https://www.zr.ru/content/news/332239-hronika_pervyj_pozharnyj/ Об истории противопожарной службы в нашем городе можно узнать в музее пожарного дела города Асбеста.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев