Монитор в кабине экскаватора помогает машинисту вовремя заметить потерю зубьев на ковше.
Зубья экскаваторных ковшей – расходный материал. Они стачиваются и ломаются. За квартал на всех экскаваторах, задействованных в погрузочных работах в карьере и на отвалах, меняют 95–100 зубьев. Их изготавливает для комбината «Ураласбест» Асбестовский Ремонтно-Машиностроительный завод.
Металлический зуб весит несколько сотен килограммов. Но в той массе руды, которую везет карьерный самосвал, он – словно иголка в стоге сена. Искать его приходится на перевалочном пункте, перекапывая бункер, иногда подключают металлоискатели. Именно поэтому так важно не пропустить момент потери.
💬 – Идея установки системы мониторинга наличия и состояния зубьев на ковше появилась в 2021 году, – рассказал заместитель главного инженера по ремонту оборудования рудоуправления ПАО «Ураласбест» Евгений СОКОВ. – Проблема в том, что машинист из кабины не видит зубья ковша. А когда зуб теряется, он может вместе с рудой отправиться на фабрику, попасть в дробилку, сломать оборудование. Это повлечет останов производства, соответствующие финансовые убытки.
Проект установки машинного зрения был заморожен из-за дороговизны системы, которая может принимать решения независимо от человека. Со временем на предприятии нашли более простую альтернативу.
У головных блоков на стреле экскаватора установлена камера, изображение с нее выводится на монитор внутри кабины. После каждой погрузки машинист делает снимок, показывающий, что ковш находится в исправном состоянии. Кроме того, «подсматривая» в монитор, машинист может более четко контролировать погрузку руды. Видеокамеры доказали свою пользу сначала на участке нерудных строительных материалов, теперь их устанавливают и на экскаваторы в карьере.
💬– Зуб не «шатается» – он ломается в один момент, – говорит машинист экскаватора Алексей ГЛАЗЫРИН (на фото). – Предсказать это невозможно. Заметить, что зуба нет, можно по количеству борозд во время зачерпывания горной породы или во время визуального осмотра, когда самосвал уже уехал. А с камерой можно сразу это увидеть, остановить погрузку.
Видеозаписи помогают руководству отследить правильность техники погрузки, фиксируя ошибки, приводящие к неисправностям механизмов. В планах – замена видеокамер на те, которые лучше адаптированы к смене погоды, вибрациям и прочим факторам, снижающим срок их работы.
В дальнейшем возможен переход и на систему машинного зрения, полностью исключающего человеческий фактор. Установленный алгоритм не позволит продолжать погрузку в случае неисправности ковша.
П. РАЗНИЦЫН.
Фото автора.
«Асбестовский рабочий» от 4 декабря 2025 года.
#асбест #производство #ар_производство #технологии #ар_технологии


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев